Проект «Минск–Сити» получил новый импульс

Запутались в Сити

Проект «Минск–Сити» - новый импульс дан. Что дальше?
Вчера Глава Администрации Президента Александр Косинец провел рабочее совещание, посвященное ходу реализации проекта, до недавнего времени носившего название «Минск–Сити». Завершить его предполагалось к 2020 году. На месте аэропорта «Минск–1», на площадях ныне действующего авиаремонтного завода и прилегающих территориях должен был появиться современнейший деловой и жилой комплекс с впечатляющей архитектурой и развитой инфраструктурой: транспортной, социальной, коммуникационной... 

Старое здание аэровокзала будет сохранено  как архитектурно-исторический раритет.

Один из вариантов застройки так и останется лишь красивой картинкой: проект будет другим.

Проект фактически не состоялся. К настоящему времени построено лишь три жилых дома и ни одного объекта делового и социального назначения. Инвестиционный договор расторгли. Но амбициозный замысел стоимостью в миллиарды долларов не был отклонен и получил новый импульс. В сентябре 2014–го издан Указ № 456 о реализации столь же масштабного проекта на площади 350 гектаров, но под иным названием — «Минск–Мир» — и в иные сроки: с 2014 по 2027 год. Был заключен договор с другим инвестором — авторитетными сербскими бизнесменами. Важно, что на прямой вопрос Главы Администрации — располагает ли инвестор финансовыми ресурсами для реализации проекта — был получен твердый ответ: «Да». Единственное желание инвестора — как можно скорее получить в свое распоряжение свободную площадку, чтобы начать работу.

Площадка до сих пор не освобождена. Связанные с этим проблемы стали главной темой рабочего совещания, и первые же вопросы поставили его высоких участников в тупик.

Александр Косинец: «Работа фактически начинается с нуля».Прямой вопрос к руководству Мингорисполкома: почему не приступили к освобождению территории от жилой застройки? Она, кстати, включает около сотни домов, в которых проживают 15,5 тысячи горожан. Это жилье давно надо было сносить и строить новое. Задача непростая, поэтому ее тем более следовало начать решать. Время упущено.

Относительно временных нестыковок по переносу авиаремонтного завода вопросы адресовались уже Минтрансу. До 1 января 2016 года прекращается деятельность аэропорта «Минск–1». К 1 января 2017–го закрывается взлетно–посадочная полоса. Но работа авиаремонтного завода прекращается лишь к 2018–му... Чем тогда завод будет заниматься в течение года, если самолеты не смогут садиться?

Вопрос Мингосимуществу: куда вы собираетесь переселять 94 предприятия разных форм собственности, которые сегодня работают на территории будущего комплекса? Есть ли для них новые места, чтобы предприятия не останавливались, а люди не теряли работу, обеспечена ли финансами компенсация неизбежных потерь собственников?

Вопрос к представителям государственных компаний — Белэнерго, Минэнерго... — которые обязаны обеспечить стройплощадку инфраструктурой и коммуникациями. Как вы намерены работать в 2015 году, если бюджет принят и все расходные статьи расписаны? Вы даже не знаете, сколько средств вам нужно, потому что не проведены тендеры на нужное оборудование и нет даже проектов!

Убедительных ответов не прозвучало. Как и докладов, которые, несомненно, были заготовлены участниками рабочего совещания: министрами, руководителями концернов, представителями городских властей. Работа фактически начинается с нуля, констатировал Александр Косинец.

Как ни парадоксально — в этом корень проблемы! — к настоящему моменту нет даже готового, утвержденного архитектурного проекта будущего комплекса. Проведенный конкурс не выявил победителя. Первое место присуждено не было, а проекты–«лауреаты» Глава Администрации не стал рассматривать, резонно заметив, что это не более чем красивые картинки, которых, владея компьютерной графикой, изобразить можно немало...

Жесткий упрек — «подобный подход считаю недопустимым» — адресован министру архитектуры и строительства Анатолию Черному. Как и последовавшее поручение, суть которого такова. Собрать лучшие архитектурные силы — министерства, БНТУ, Союза архитекторов... Привлечь любые другие — из любого уголка планеты... Посетить какие угодно города мира: Париж, Гонконг, Астану, Пекин... Изучить самый передовой мировой опыт... Но в течение года представить проект, который строители начнут реализовывать, которым минчане и вся страна смогут потом гордиться.

Другие поручения были столь же жестки. Мингосимуществу: в течение месяца провести инвентаризацию всех объектов, подлежащих переносу. Минтрансу и руководству Национального аэропорта: в течение двух лет построить и ввести в эксплуатацию авиаремонтный завод на новой площадке. Заказчикам, компании «Дана–Астра» и Мингорисполкому: уже летом начать строительство жилых домов будущего комплекса и отселять жильцов из тех, которые предстоит снести. Заказчикам и инвестору: подвергнуть юридической экспертизе новый инвестиционный договор и ужесточить его, имея в виду более сжатые сроки реализации.

Строить до 2027 года — это непозволительно долго. Все жилье и социальные объекты реально возвести в течение пяти лет. Жилья, между прочим, предстоит построить 1,8 млн. квадратных метров — на 45 тысяч горожан! С целью сокращения сроков и экономии средств можно использовать типовые проекты, причем даже принятые в других странах — лишь бы они отвечали нашим стандартам. Проектировать и строить можно параллельно. А.Косинец подчеркнул, что Указ № 456 дает участникам проекта серьезные преференции, которые следует полностью использовать. Строительных ресурсов, технических и людских, в стране достаточно, но можно привлекать также иностранные.

Сколь бы ни были жесткими сроки и условия, в которых будет строиться «Минск–Мир», никаких возражений от участников совещания не прозвучало. Значит, они реальны. Следовательно, все поручения подлежат исполнению! А.Косинец напомнил, что они последовали после недавнего открытого диалога Президента с прессой. Что строим мы для себя и наших потомков. Что сверхзадача проекта — сделать жизнь людей лучше.

В заключение позволю себе личное впечатление. Да, всем причастным к реализации проекта предстоит серьезно мобилизоваться: в течение нескольких лет им предстоит работать с максимальной, небывалой интенсивностью. Не говорю уже о том, что скоро на объектах будущего комплекса будут проводиться рабочие совещания и штабы, как выразился А.Косинец, «в сапогах». Глава Администрации резко поднимает планку профессионализма и ответственности. Но и от замысла, поверьте, иногда захватывало дух. Можно порадоваться за минчан: ничего подобного в стране еще не строилось. Думаю, что не только жить и работать в новом комплексе будет комфортно — даже сама стройка станет захватывающим зрелищем. Не хочется думать о неизбежных проблемах и трудностях. Хочется вспомнить фразу, которую приходилось слышать лишь в старых советских фильмах: «В интересное время живем».


ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 22 (24652). Четверг, 5 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter