Народный календарь и традиции с 21 по 28 ноября

Время милосердия

Календарь и традиции
22-Ozerco050409-04500.jpg27 ноября — память апостола Филиппа. Заговенье на православный Рождественский (Филиппов) пост.

28 ноября — начало православного Рождественского поста.

Заключительная неделя осени наполнена довольно значительными днями. 25 ноября в православных храмах вспоминают святителя Иоанна Милостивого (Ивана Милостивого). Милость, милосердие — одна из главных христианских заповедей. Всегда есть те, кому требуется поддержка — от простого внимания до материальной помощи. Конец осени — самая богатая пора года, когда даже не у самых зажиточных семей находилось чем поделиться с нуждающимися. Вдовам, семьям, оставшимся без кормильца, традиционно помогали всем миром, а мир часто был просто одной деревней или одним общим домом, в котором жили несколько семей. Такая традиция сохранялась у нас еще и в первые послевоенные годы. В ХIХ веке и до революции 1917 года в этот день пекарни доставляли свою выпечку в школы, больницы, госпитали, выставляли плетеные корзины с баранками и печеньем просто у входа. Не скупились известные кондитерские: ландринки и карамельки щедро насыпались в коробки как угощение. Состоятельные люди считали за честь выделить определенную сумму на строительство больниц и приобретение оборудования для них и в этом даже соревновались друг с другом. Во все времена меценаты поддерживали художников, поэтов, вообще талантливых людей искусства. Предоставляли им специальные стипендии, оплачивали учебу за границей.

В этот день следили за погодой. Дождь или снег предупреждали, что до самых Громниц (15 феврали) ожидаются оттепели.

26 ноября — память святителя Иоанна Златоустого (Иоанна Златоуста), Константинопольского архиепископа, проповедника. Есть определенный символизм в том, что его день идет следом за днем Иоанна Милостивого. Иоанн Златоуст осуждал безмерную роскошь и как следствие ее — безнравственность.

27 ноября почитали святого Юстиниана (Иустиниана). В Беларуси он считался «збавiцелем» от бесплодия. В семьях, где дети рождались, но часто умирали или где никак не могли вымолить ребенка, обязательно была икона святого Юстиниана с младенцем на руках в молитве перед образом Божией Матери.

У всех без исключения народов ребенок воспринимается символом чистоты, невинности и светлого начала. В то же время он — своеобразный посланник «iншасвету», особенно младенец, который еще как бы не разорвал связи с неким неведомым «тем» измерением, еще окутан таинством своего зарождения, развития в утробе матери и рождения на свет. Младенца–«немаўлятка» не оставляли одного без присмотра. Опасались, что различные злые силы нашлют на него «нядобрае», а то и вовсе подменят на своего. Подобный сюжет часто встречается не только в белорусских, но и многих других европейских сказках. Различные обереги в виде погремушек (деревяшки–трещотки, высушенные горлышки птиц, куда засыпали горох или фасоль и сворачивали в кольцо) одновременно были и игрушками. Важным и значительным в каждой семье становился обряд крещения, который торжественно и празднично отмечался дома вместе с крестными родителями и родней. Тогда ребенок как бы утверждался в социуме. 

Советская Белоруссия №222 (24603). Пятница, 21 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter