В «черном списке» находится более 4,5 тысячи белорусских фирм

В тени полно призраков

В «черном списке» находится более 4,5 тысяч белорусских фирм
В «черном списке», как еще называют реестр лжепредпринимательских структур, более 4,5 тысячи фирм. Однако количество новых компаний–однодневок растет темпом 10 с лишним процентов в год. Ловко пользуясь простотой регистрации бизнеса, зиц–председатели рекрутируются из России, Украины и других стран СНГ. Причина: колоссальная доходность. Преступность, связанная с уходом от налогов, отмыванием «грязных» денег, становится все более изощренной и профессиональной. Теневой бизнес выходит на транснациональный уровень. Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля предлагает ввести уголовную ответственность за регистрацию подобных юрлиц и управление их счетами. А также дополнить «черные списки» разделами с перечнем попавших в поле зрения «фунтов» и липовых юридических адресов, которые арендуются порой на один час, чтобы зарегистрировать фирму–однодневку.

Финансовая преступность становится все более изощренной
Финансовая преступность становится все более изощренной

Лжепредпринимательство, как спрут, охватывает все отрасли экономики. С помощью фирм–однодневок компании уже легализуют доходы, полученные незаконным путем, в том числе транзитом вывозят их в оффшоры. В зиц–председатели нынче идут граждане без определенного места жительства либо нуждающиеся и малообеспеченные. В стране формируется армия профессиональных «фунтов», на чье имя регистрируются одновременно десятки субъектов хозяйствования. Верхом цинизма заместитель директора департамента финансовых расследований Виктор Франскевич назвал явления, когда в процессе рассмотрения уголовных дел в суде фигуранты преступных групп умудряются управлять счетами вновь созданных фирм–однодневок. Армия юристов кормится от этих теневых доходов, усложняя процесс доказывания и возмездия. Беспокоит финансовую милицию и рост количества случаев регистрации предприятий на иностранных граждан, как правило, России и Украины, которые кратковременно приезжают для этого в Беларусь, а затем растворяются на просторах своей родины.

Только за год, прошедший с июля 2013–го, финансовая милиция совместно с финансовой разведкой КГК выявили 527 лжепредпринимательских структур с оборотом, эквивалентным 155 миллионам долларов США. В каждой четвертой учредителями выступали иностранцы. Причем в этот теневой бизнес нынче идут высокообразованные люди со связями, нужными знакомствами и широким кругом доверенных лиц. Бороться с ними очень нелегко. «Деятельность лжепредпринимательских структур высокоорганизованная, с четкой иерархией и конспирацией, — очерчивает круг проблем Владимир Шпачук, заместитель начальника управления ДФР. — Однако в последние годы судебная и следственная практика идет по пути персонализации действий каждого участника. В итоге ответственность наступает несоразмерная той степени общественной опасности, которую представляет собой данный вид деятельности». Довольно либерально к подобного рода преступлениям и законодательство. Сравните: 7 лет может получить преступник за кражу на сумму более 37,5 миллиона рублей и ответственность до 3 лет грозит за уклонение от уплаты налогов на 150 миллионов рублей. Хотя в Европе налоговые преступления, наоборот, рассматриваются как особо тяжкие.

Вопросы противодействия лжепредпринимательским структурам обсуждались еще в 2011 году на заседании Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ. И с тех пор не снимаются с повестки дня. Страны изучают опыт и практику работы финансовых разведок. В частности, Беларусь вслед за Азербайджаном готовится ввести электронное декларирование налога на добавленную стоимость. Вокруг ухода от его уплаты нынче кормится немало фирм–однодневок, которые ввозят и продают товар за наличку без уплаты НДС. Страны договорились оперативно обмениваться информацией о теневых структурах, новых формах их деятельности. К примеру, в 2013 году распространенным был вывод денег через корреспондентские счета прибалтийских банков в оффшоры. В нынешнем — новый поворот. Активизировались национальные фирмы–«прокладки», осуществляющие сугубо бумажные сделки и прикрывающие реальные обороты, либо «зеркальные» — с названиями, до символа совпадающими с международными компаниями, на счета которых уходили деньги.

В октябре совместно с МВД России финансовой милиции нашей страны удалось пресечь деятельность трех финансовых преступных групп. Возбуждено 11 уголовных дел. На счетах «однодневок» арестовано 650 миллионов рублей. В ходе обысков у фигурантов изъято 99 тысяч долларов, 1,5 тысячи евро и 130 миллионов рублей. Арестованы 5 квартир и 12 автомобилей стоимостью без малого миллион долларов.

aelita@sb.by
Советская Белоруссия №213 (24594). Четверг, 6 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter