Главный тренд сезона — благотворительный марафон с обливанием Ice Bucket Challenge

Ушат для благого дела

Главный тренд сезона — благотворительный марафон с обливанием Ice Bucket Challenge...
Главный тренд сезона — благотворительный марафон с обливанием Ice Bucket Challenge. Затеяли его американцы, чтобы привлечь внимание к редкой болезни — боковому амиотрофическому склерозу — и помочь материально фондам по исследованию этого недуга. Правила немудрены: участник акции должен облить себя ведром холодной воды, желательно со льдом, а затем перечислить в благотворительный фонд 10 долларов и бросить вызов еще троим своим знакомым. У них есть 24 часа, чтобы сделать то же самое и предоставить видеоролик как доказательство или же пожертвовать 100 долларов. Корреспонденты «СБ» разошлись во мнениях: оправдывает ли благая цель такие средства?


voda-500.jpg



Антон Костюкевич: Я против подобных акций, потому что рано или поздно их первоначальный смысл теряется за интернет–шумихой. Сейчас сеть буквально заполонили видеоролики, в которых люди окатывают ледяной водой себя и других. А между прочим, обливание хоть и полезно, привыкать к нему, подтвердят врачи, нужно постепенно. Если сразу вывернуть на голову ведро воды — и воспаление легких недолго заработать. Слышал, кто–то даже умер от переохлаждения, банально приняв ледяной душ слишком много раз.


Юрий Бакеренко: В два клика в интернете можно откопать не одну подборку неудачных попыток приобщиться к этой акции. Один смельчак стал под ковш экскаватора и в итоге получил им по голове. Второй попал в больницу после того, как друг вылил ему на голову полторы тысячи литров воды с самолета. Третий погиб, попытавшись эффектно облиться на краю обрыва... Я уж не говорю про многочисленные падения ведер и прочей тары на головы таким моржам.


Ольга Пасияк: А по–моему, вы брюзжите, как старики. У меня из знакомых никто после участия в Ice Bucket Challenge не умер и даже не заболел. Наоборот, весело провели время, отвечая на вызов, а главное — материально помогли тем, кому это действительно необходимо.


Ю.Б.: Весело, говоришь... Но ведь суть акции в том, чтобы привлечь внимание к тяжелому заболеванию. Теперь же все превратилось в задорную цепочку — облился сам, передал эстафету другому. Многие о втором условии — перевести деньги на благотворительность — просто забывают.


А.К.: Пожалуй, для большинства интернет–пользователей фокусы с обливанием — всего лишь один из способов собрать лайки в соцсетях. А многие звезды, которые включились в акцию, руководствовались исключительно пиаром. Другое дело — Чарли Шин, принявший вызов, но вместо воды со льдом высыпавший на себя из ведра 10 тысяч долларов, которые затем перевел на благотворительный счет. Актер справедливо считает, что эта сумма сделает куда больше, чем массовые обливания.


Ю.Б.: Ответственные участники акции сейчас даже акцентируют внимание на том, что изначальный смысл будто бы смылся вместе с тоннами воды. Все чаще в социальных сетях рядом с роликами про обливание я вижу призывы вспомнить наконец о благотворительности.


О.П.: Зато теперь уж точно все узнали, что есть такая болезнь, как боковой амиотрофический склероз! Согласитесь, если банально зачитать признаки этого недуга и призвать по возможности помочь, никого бы такая социальная реклама не зацепила.


А.К.: Слушай, а почему именно он? Заболевание–то слишком редкое: его находят лишь у четырех человек из 100 тысяч. Не выглядит ли сама проблема высосанной из пальца? Может, прозвучит черство, но у человечества сейчас есть более актуальные угрозы. Вирус Эбола, например.


О.П.: Не исключено, что и по этому поводу скоро появится какой–то флешмоб. А пока дивиденды подсчитывают креативные создатели Ice Bucket Challenge. Коллеги из New York Times пишут, что благотворительный фонд ALS Association получил уже более 41 миллиона долларов пожертвований. А сколько денег пришло в другие фонды, ассоциации! К нам акция добралась в немного измененной форме — деньги можно перечислить просто в какой–либо благотворительный фонд, детский дом. Так что отговорка про «неактуальность редкой болезни» просто потеряла смысл.


Ю.Б.: А вы слышали, что в Китае набирает обороты массовое движение против Ice Bucket Challenge? Главный аргумент протестующих — бессмысленный расход воды. Мол, если каждый житель Поднебесной обольется, то в масштабах всей страны это превратится в гигантское расточительство, опасное для экономики.


О.П.: Звучит как призыв из социальной рекламы про экономию воды и напоминание закрывать краны!


Ю.Б.: А ты представь, что будет, если со временем многим одного ведра станет мало? Если люди начнут повторять эксперименты с тоннами воды? Массово захотят чего–то более эпатажного? Например, я видел ролик, где мужчина пытался на себя высыпать лед из холодильника, а в итоге схлопотал по голове огромной ледяной глыбой. Очень сомневаюсь, что он думал о благотворительности. Как и англичанин, выливший на себя 30 литров машинного масла...


А.К.: Проблема в том, что мы привыкли ко всяким сомнительным интернет–акциям. Допустим, несколько месяцев назад по сети прокатилась волна фотографий с хэштегом «верните наших девочек» — речь идет о похищенных в Нигерии террористической группировкой школьницах. Разумеется, поучаствовали в акции и звезды — некоторые умудрились сняться едва ли не полуголыми. Явно они привлекали внимание к себе, а не к попавшим в беду детям. Если уж начинать такую акцию, то как минимум с призывом собрать деньги для родственников похищенных учениц.


О.П.: Вот поэтому американскому правительству официально запретили участвовать в интернет–марафонах. Хотя в действиях ньюсмейкеров тоже есть смысл — если бы не этот марафон, половина жителей Земли просто бы не знала, что в далекой африканской стране случилось такое ЧП. А участие звезд, как ни крути, привлекает внимание к проблеме.


Ю.Б.: Есть и действительно полезные акции. Например, «Час Земли», когда по всей планете призывают выключить свет на 60 минут. Или «День без автомобиля». Правда, они скорее исключение.


О.П.: А чего ты хотел? Марафон «Переведи бабушку через дорогу» или «Возьми котенка из приюта»? Как правильно говорят ребята из Красного Креста: «Присоединяйся к нам — «лайки» больше не помогают».


А.К.: Вот именно. Складывается впечатление, что интернет размыл границы между реальной помощью и иллюзией. Люди думают, что, оставляя сотни «лайков» и делая десятки «ретвитов», они действительно спасают кому–то жизнь. Такое чувство, что у нас уже выработалось какое–то флешмоб– или хэштег–мышление. На каждую проблему отвечают только ими, словно в булгаковском «Собачьем сердце», где по любому поводу проводили собрания. Похоже, и для нас уже куда важнее коллективный разум, чем чье–то реальное действие.


Ю.Б.: Ну так в толпе всегда легче: и окна бить, и на стенах подъездов рисовать.


А.К.: Возможно, эти акции, которые одновременно и против болезней, и за какую–нибудь ерунду призывать будут, просто через какое–то время станут неэффективными, потому что мы ими пресытимся.


О.П.: Вообще–то уже сейчас сложилась такая ситуация. Из последнего: после того как хакеры якобы украли интимные фото голливудских селебрити, поклонницы по всему миру в знак солидарности стали выкладывать в сеть свою обнаженку. И, небось, эти же люди накануне обливались водой. Чему удивляться, если на таком фоне призывы «верните наших девочек» просто теряются.


Ю.Б.: Еще меня смущает то, что в основе Ice Bucket Challenge лежит принцип «слабо». А что если реально нет возможности принять вызов? Например, музыкант Владимир Пугач озадачил всю команду БАТЭ. Может, футболисты и рады были бы поморжевать за идею, но болельщики явно не оценили бы такой риск для здоровья игроков в канун важного матча Лиги чемпионов.


А.К.: Слабака, не рискнувшего облиться, получается, принуждают отправить деньги на указанный счет, что уже противоречит самой сути благотворительности.


О.П.: А вдруг «благотворительность поневоле» подтолкнет кого–то в следующий раз перечислить деньги без всякого стимула? Все–таки, участвуя в таких масштабных акциях, люди чувствуют свою сопричастность к чему–то важному.


Ю.Б.: Или просто подражают кумирам... Главный принцип благотворительности — пришел, пожертвовал, и желательно анонимно. А не утвердился за счет этого.


О.П.: Высокопарные слова. Это уже как мантра: благотворительность должна быть анонимной. Но где же все эти анонимные меценаты? Увы, от теории к практике переходят лишь единицы. Говорите, что это плохо — облиться и перевести 10 долларов? Но многие ли и без ведра жертвуют хотя бы такую сумму? Я уже о 100 долларах не говорю! Давайте признаем: для большинства нужен ушат холодной воды, чтобы сделать что–то полезное.


Ю.Б.: Так, может, дело в том, что у нас такой уровень доходов...


О.П.: Еще одна популярная отговорка. Люди любят повторять, что начнут помогать другим, когда станут богаче. Но где этот уровень богатства? Парадокс в том, что чаще всего жертвуют деньги те, у кого самые невысокие доходы, — пенсионеры, например, многодетные семьи.


А.К.: Именно. Не стоит думать: я разбогатею и когда–нибудь переведу сразу миллион. Пусть лучше миллион человек переведет по одному доллару.


О.П.: И потом, благотворительность — это не обязательно деньги. Есть огромное количество других способов. Помоги в детском доме или пожилому человеку в свой выходной день.

Антон КОСТЮКЕВИЧ 
akostyukevich@sb.by
Юрий БАКЕРЕНКО 
bakerenko@sb.by
Ольга ПАСИЯК
pasiyak@sb.by


Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ »


Советская Белоруссия №173 (24554). Четверг, 11 Сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter