Когда случаются столь резонансные трагедии, как гибель в своих квартирах шестерых жителей Борисова, граждане страны вправе думать, что расследованием немедленно займутся не только люди в погонах. К каким бы выводам ни пришли эксперты и следователи, борисовское ЧП имеет все признаки техногенного. Газ, как и автомобиль, электричество, промышленное оборудование и прочие виновники гибели людей в наше время — это технические факторы цивилизации. Значит, искать ответы на поставленные трагедией вопросы — почему она произошла, что пошло не так, что нужно сделать во избежание повторения? — должны также и технари, параллельно со следователями или независимо от них. С такими соображениями я направился в Государственное производственное объединение по топливу и газификации «Белтопгаз». С надеждой, что первичный анализ событий здесь уже состоялся и читателям (прежде всего владельцам бытового газового оборудования) можно что–то важное сообщить.
В ожиданиях не обманулся. Оказалось, первый заместитель генерального директора «Белтопгаза» Александр Жилко именно этим, анализом и осмыслением, накануне, 28 января, занимался на месте трагедии в Борисове. Не один, а в компании специалистов из МЧС, Госпромнадзора, Минэнерго, Госстандарта, борисовского УП «Жилье»... Начали работу в 17 часов, закончили поздней ночью, в Минск вернулись фактически под утро. Мой собеседник подчеркивает, что отвечает лишь за те действия, которые произвели специалисты его службы.
Александр Жилко настаивает, что представитель аварийной службы выезжал в дом № 6 по улице Днепровской и проделал — строго по инструкции! — все, что был обязан сделать. Обошел квартиры. Воздух в тех, куда не мог попасть, проверял прибором через замочные скважины. Утечек газа не обнаружил. Значит, когда диспетчер аварийной службы отвечала жительнице дома Анастасии Николаевой, что «утечки газа и причин для беспокойства нет» (об этом шла речь в статье «Борисов: газ принес беду» 29 января), это была правда. Точнее, часть правды: не было утечки магистрального газа, но была причина для беспокойства, поскольку по дому распространялся угарный. Другое дело, что обнаружить его своими приборами мастер–газовщик не мог.
Высказывая свою точку зрения, А.Жилко, газовщик с 30–летним стажем, практически не сомневается: причиной гибели людей стал именно угарный газ.
Но что следует делать, чтобы избежать риска отравления, предотвратить подобные трагедии? Ведь в стране эксплуатируется около 100 тысяч водонагревательных котлов. Нельзя забывать о предупреждении, которое имеется на каждой газовой колонке. Его суть — проверь тягу! Если ее нет, не зажигай колонку. Иначе всегда есть риск, что смертоносный газ, который невозможно распознать, поскольку он не имеет цвета, вкуса и запаха, будет скапливаться в помещении...
Нормальную тягу могут обеспечить только исправные дымовые и вентиляционные каналы. Но за их состояние отвечают те, кто эксплуатирует жилые дома. Газовщики обязаны лишь раз в год затребовать от них акт об исправности дымоходов и вентиляции. Проверяют их и выдают акты специализированные организации, имеющие лицензии на этот вид работ. В Борисове, в частности, такой акт был представлен местным филиалом добровольного пожарного общества. Подобные, созданные под эгидой МЧС, действуют по всей стране.
Александр Жилко напоминает, что отравиться угарным газом можно и в гараже — когда в нем работает двигатель автомобиля. Что главной причиной подобных трагедий является обычно легкомыслие. На это, дескать, газовщики постоянно обращают внимание абонентов. «Приезжаем по аварийному вызову — инструктируем, меняем газовый баллон — инструктируем, обслуживаем — инструктируем».
Не приходится сомневаться в строгости ведомственных инструкций. Они, должно быть, как в авиации, написаны кровью. Но реальная жизнь, увы, не всегда следует параграфам. Чтобы в этом убедиться, достаточно было опросить лишь нескольких коллег по редакции.
В квартире одного из них, оборудованной водонагревательной колонкой, тягу перекрыли попавший в дымоход голубь и опавшая с деревьев листва. Заметили вовремя, вызывали слесаря — обошлось. Зато в семье другого замена колонки заняла более месяца. Технически простая процедура требовала поочередного и неоднократного вызова различных служб: газовщиков, коммунальщиков, специалистов МЧС... При этом специализированной организации, которая прочистила бы забитый дымоход, жильцы так и не нашли — все сделали сами. И это в Минске! Третий коллега прикинул, сколько времени мастер по газовому хозяйству не переступал порог его квартиры. Оказалось, не виделись с 2007 года, когда тот приходил подключать новую плиту.
Возможно, когда–то мастера и приходили, да хозяев не застали. Но если так, почему не были настойчивы? Почему за несколько лет никак о себе не напомнили? Кто будет отвечать, если, не дай бог, в этой или другой квартире, обойденной их вниманием, с газовым оборудованием будет что–то не так?
ponomarev@sb.by
Советская Белоруссия № 18 (24900). Суббота, 30 января 2016