Акция "Р": вместе с витебскими медиками мы помогаем похудеть почти 200-килограммовой женщине

Своя ноша тянет

У рэдакцыю «Р» звярнулася чытачка з Віцебска. Ірына Меркушава папрасіла знайсці для яе ўрача-дыетолага. У горадзе ўдалося адшукаць толькі аднаго спецыяліста, ён працуе ў прыватным цэнтры і пацыенты запісаныя да яго... на год наперад. Што рабіць? 



Атрымліваецца, праблема лішняй вагі вельмі актуальная ў рэгіёне. Ці можна з ёй змагацца без дыетолага і з чаго пачынаць паход за здароўем? Пошук адказаў на гэтыя і іншыя пытанні выліўся для «Р» у сумесны з упраўленнем аховы здароўя Віцебскага аблвыканкама праект. Такім чынам, Ірына Меркушава пагадзілася худзець пад кантролем медыкаў і пільным вокам журналіста, стаўшы нашым «эталонным» пацыентам. З чаго пачаць?

— Ірына дарма спадзяецца толькі на дыетолага, — адразу адзначае начальнік упраўлення аховы здароўя Юрый Дзяркач. — Сёння неабходнымі ведамі ў галіне дыеталогіі валодае ўрач любой спецыяльнасці. Разлічыць меню мала — трэба дэталёва ведаць біяхімію, узаемадзеянне прадуктаў, магчымыя рызыкі пры наяўнасці спадарожных паталогій. Таму з пацыентамі, якія пакутуюць на атлусценне, пасля стараннага абследавання трэба працаваць комплексна. І з абавязковым удзелам эндакрынолагаў, бо часта вялікая вага выклікана эндакрыннымі парушэннямі, у такіх людзей ёсць праблемы абмену рэчываў. Угаварыце вашу чытачку на візіт у паліклініку і дыягностыку — без гэтага не абысціся.

* * *

…Звоню Ирине Меркушевой. Наша беседа то и дело прерывается слезами. Женщине всего 49 лет, но в последние годы она живет в изоляции, полностью отгородившись от общества. Работает на дому. Выходит на улицу  раз в две-три недели. С обязательным сопровождением. Приезжают сын или дочь (они живут далеко), помогают одеться, берут под руку и спускают на лифте вниз с восьмого этажа. Десяток трудных шагов по тротуару, опасные бордюры и ступеньки — настоящее испытание для тяжеловесной горожанки. Понимает, что состояние ухудшается, а потому стесняется своего вида и уже готова совсем из квартиры не выходить — только бы кто-то приносил продукты, лекарства и решал другие хозяйственные вопросы. Сделать последнюю попытку похудеть вынудили ноги — коленные суставы еще в детстве были деформированы в результате травмы. Теперь они не выдерживают веса тела, стал болеть позвоночник. Ирина поняла, что скоро вообще может утратить возможность самообслуживания. Потеряет работу, понадобится постоянный уход. И все равно, признается —  обратиться в редакцию было непросто. Но раз уж так повернулась ситуация, соглашается на все условия. Правда, просит пока лицо не показывать — вот похудею, мол, тогда и стесняться перестану. На моральную подготовку у нашей «эталонной» пациентки всего сутки, завтра ее доставят в поликлинику по месту жительства.

Операция «эвакуация»


Теперь уже без опаски решаем перепроверить вес на электронных весах —
190 килограммов 800 граммов.
Минусуем вес одежды.

Через полчаса бригада должна выехать за пациенткой. Транспорт уже готов, а пока мы с главврачом Витебской городской центральной поликлиники Станиславом Титовичем обсуждаем: как взвесить нашу подопечную. Дело в том, что найти нужные весы оказалось делом весьма непростым. В медучреждении они, конечно, есть, но на таких богатырей не рассчитаны. Станислав Иосифович связался с соседями — большегрузные системы измерения имеются в больнице скорой медицинской помощи. 

Вместе со старшей медицинской сестрой поликлиники Людмилой Ковальчук, заместителем главврача по хозчасти и двумя рабочими садимся в уазик-фургон. С собой на всякий случай берем дополнительную ступеньку-скамеечку. По дороге Людмила Степановна рассказывает: работать с грузными пациентами врачам приходится часто. Недавно нужно было госпитализировать горожанина, проживающего в частном секторе. Медикам пришлось вызывать на подмогу сотрудников МЧС — иначе вынести из дома не смогли.

Пациентка уже ждет нас на улице — спустилась самостоятельно. Вполне интересная моложавая женщина с хорошим чувством юмора и здоровой критикой в отношении собственного состояния. С помощью мужчин усаживается в авто, и  мы направляемся в больницу скорой помощи. По дороге гадаем: вес у нее до 200 килограммов или больше? Ирина помочь в спорах ничем не может — когда стояла на весах в последний раз, даже не вспомнит. Зачем лишний раз расстраиваться? С улыбкой рассказывает: был как-то случай в больнице, куда пришлось обратиться по поводу почек. Доктор, едва взглянув на пациентку, тут же задал вопрос: а какой ваш вес?

— Я не знала, что ответить, — вспоминает наша пассажирка. 

В больнице скорой помощи нас уже ждут и ведут… на овощесклад пищеблока. Еще с десяток шагов, а Ирина уже вся мокрая от пота, который ручьями течет по лицу. Она то и дело останавливается и пытается прислониться к чему-нибудь — идти ей очень тяжело. Терпит. И только добравшись до стула, по стеночке оседает вниз. Просит несколько минут подождать. Вокруг мешки с картошкой, свеклой и капустой. Ирина с помощью медработников взбирается на весы с гирями. Ура! «Всего» 190 кило. 

Теперь уже без опаски решаем перепроверить вес на электронных весах — 190 килограммов 800 граммов. Минусуем вес одежды.

Итак, круглая точка отсчета со дня начала эксперимента — 190. Заведующая приемным отделением больницы скорой медицинской помощи Татьяна Дмитриева предлагает тут же оценить статус питания по индексу массы тела. Делим килограммы на рост (178 сантиметров) в квадрате и получаем цифру. Смотрим таблицу: норма — от 18,5 до 24,9. Избыточный вес — от 25 до 29,9. Ожирение первой степени — от 30 до 34,9, второй — от 35 до 39,9, третьей — от 40 и выше. У нас — 59,9… По шкале оценки риска заболеваний и состояний, связанных с ожирением, он у нас не просто повышен, а экстремальный. То есть на пороге ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, а артериальная гипертензия у Ирины уже давно есть. Не исключена вероятность будущего инсульта или инфаркта.

Нужно срочно худеть


К нашему приезду в поликлинике уже все готово. Программа обследования расписана врачами поминутно, мы опаздываем.

Участники консилиума вырабатывают план действий.

 Опять тяжелый переход по коридорам… Косынка на плечах полна влаги, мокрые волосы спрятаны под шапкой. Ирине явно неудобно перед другими посетителями и врачами тоже. Сдаем общий и биохимический анализы крови, анализ крови на сахар и на гормоны. Делаем кардиограмму сердца, потом рентгенографию коленных суставов, грудной клетки и головы (чтобы проверить состояние гипофиза, который также может оказывать влияние на вес). Дальше — ультразвуковое исследование щитовидки и органов брюшной полости. Раздеться, лечь на кушетку, а потом встать, слоями уложить свисающий живот в брюки для нашей грузной пациентки настоящая проблема. Врачу УЗИ приходится проводить обследование стоя.

— У нас длина луча 20 сантиметров, на некоторых участках он не достает до нужного органа, приходится ухищряться, — комментирует доктор. — А в целом состояние организма хорошее, даже удивительно при таком весе… Камень в почке, сгустки и песочек в желчном пузыре — это не опасная патология. Тревожит то, что все органы значительно увеличены в объемах, объема щитовидки даже может быть маловато для такого телосложения. Нужно срочно худеть!

Ирина оправдывается: в молодости пыталась сделать это не единожды. Даже записывалась на прием к известному и до сих пор практикующему «целителю» на кодировку. Обещали стопроцентную гарантию. Во время сеанса «доктор» мотал ее голову в разные стороны и дико кричал: «Худеем на 20 килограммов!» Стараясь сдержаться от нервного смеха, уже тогда поняла — просто выбросила большие деньги на ветер. Так и получилось, аппетит ничуть не уменьшился. Скорее, наоборот — в силу 

гормональных проблем, вызванных определенным заболеванием, быстрее пошел «в рост». Потом были попытки сесть на диету, всевозможные чаи для похудения, даже пила гербалайф — не помогло. Но спортом или лечебной физкультурой, как признается, ни тогда, ни теперь целенаправленно и комплексно не занималась. Почему? Ирина ссылается на боли в коленных суставах, а мне кажется, что лукавит и перед нами, и перед самой собой — просто не было желания трудиться физически…

Чайная ложка? Это очень жестоко!


Обследование закончено, а нас ждет врачебный консилиум. В кабинете во главе с заместителем главного врача витебской городской центральной поликлиники Инной Ильющенко собрались невролог, реабилитолог, врач ЛФК, хирург, эндокринолог и даже психиатр. Прежде всего медики просят пациентку рассказать о своем образе жизни и о причинах, вынудивших ее просить о помощи. Исповедь Ирины самокритична. Она ставит перед собой цель похудеть на 100 килограммов, несколько раз называет состояние тела безобразным. Но, тем не менее, пытается искать оправдания — от наследственности, которая обусловила крепкое телосложение, до невозможности бороться с желанием хорошо покушать. В беседу активно включается психиатр. Два, три, четыре вопроса, и он поднимается с места. Здесь, мол, ничего «моего» нет, а потому дальнейшее присутствие нецелесообразно. Вслед за специалистом на минутку выхожу на коридор. Доктор разъясняет — никакой болезненной психической зависимости от еды у Ирины нет. Есть недостаточная мотивация к изменению привычного образа жизни.

Идут лабораторные исследования.

В кабинете в это время идет беседа. Инна Ильющенко спрашивает: 

— Вот вы сегодня утром не завтракали — готовились к сдаче анализов. Сейчас два часа дня. Кушать хотите?

— Да нет, не до того, — отвечает пациентка. — Но приду домой, покушаю…

Очевидно, Ирина может сама управлять своими желаниями, но не хочет делать это. Может быть, ей найти какое-то хобби, заняться новым делом, чтобы, как и сегодня, переключать внимание с еды на что-то другое? Тем более что, судя по всему, даже домашнюю работу она делает далеко не без помощи посторонних. Сообща ее убеждают больше двигаться, гулять хотя бы от подъезда до подъезда, нормализовать регулярность приема пищи: два раза в день огромными порциями — верный путь к усугублению ситуации. Нужно пятиразовое питание. Предлагают специально разработанное недельное меню и препарат, который на первых порах поможет снизить вес. Это поспособствует потере 10—15 килограммов в первый месяц. Больше нельзя — резкое похудание чревато последствиями. Дальше — медленнее. А потом можно будет подумать и о хирургических методах. Тут Ирина сразу оживляется: а нельзя ли было бы сразу начать с оперативного вмешательства? Она готова…

— Ваша проблема — в психологии, поведении, привычках. То есть в голове. Просто отрезать лишний кусок жира — это не помощь. Он опять нарастет. Нужно кардинально изменить образ жизни, — объясняют врачи. — В нашей областной больнице делают эндоскопические операции — внутри желудка размещают силиконовый баллон, который заполняется водой. В итоге для насыщения человеку нужно намного меньше пищи. Недостаток метода в том, что баллон нужно будет извлечь через 6—8 месяцев. И дальше то ли самому бороться с аппетитом, то ли ставить новый. В любом случае для вас это сейчас не подходит — операция проводится у пациентов, вес которых не превышает 175 килограммов. А пока четко следуйте нашим рекомендациям. Повесьте на холодильник свое фото, молодой и стройной, а рядом — зеркало. Психологические установки очень важны.

В заключение медики пообещали, что нашу общую пациентку будет регулярно навещать участковый врач, с которым можно проконсультироваться по любому вопросу, касающемуся процесса похудения, в случае необходимости подключатся узкие специалисты.

Услышав совет съедать завтрак, обед и ужин не менее чем за 30—40 минут (так быстрее наступает насыщение), причем чайной ложкой, Ирина улыбнулась: «Это очень жестоко!» И рассмешила консилиум, когда предположила, что участковый терапевт будет проверять ее холодильник не с целью контроля рекомендованной диеты, а чтобы вовремя поднести недостающие продукты.

Шутки шутками, но, думаю, наша подопечная поняла и оценила заботу врачей о ее здоровье, которое до вчерашнего дня она губила собственными руками. Ведь многочисленные обследования и тот же полуторачасовой консилиум намного важнее были бы для сотен и тысяч людей, заболевших не по собственной воле и всеми силами стремящихся выздороветь. Но ведь лучше беду предупредить. Кстати, в реанимации больницы скорой медпомощи в настоящее время лежит примерно такой же богатырь, как и Ирина Меркушева — у него тяжелый инсульт на фоне ишемической болезни сердца, вызванной ожирением.

В следующем репортаже мы расскажем о том, каких успехов за месяц достигла наша героиня в борьбе с собственным весом. Что оказалось для нее самым сложным, и какие советы она дала бы своим друзьям по несчастью.

Компетентно

Юрий Деркач, начальник управления здравоохранения Витебского облисполкома:

— Ожирение — это сложное заболевание. Пройдя определенную «точку невозврата», человек уже не может остановиться сам, хотя и убеждает себя в обратном. Ожирение может быть вызвано различными причинами. Как банальным перееданием, отсутствием двигательной активности, так и патологическими нарушениями в работе организма. Но в любом случае бороться с ним нужно только под строгим наблюдением врачей. Любая бесконтрольная новомодная диета, употребление сомнительных лекарств, самодельных настоек и препаратов, а также обращение к знахарям и «целителям» может стать причиной серьезных проблем со здоровьем. Вплоть до летальных исходов.

Цифра

Сегодня избыточную массу тела имеет каждый третий. Аудитория людей, страдающих ожирением, в стране не только растет, но и молодеет. По информации, полученной «Р» в Республиканском научно-практическом центре медицинских технологий, диагноз «ожирение» имеют уже около 10 тысяч детей и подростков в возрасте до 17 лет. Почти 2,5 тысячи представителей подрастающего поколения поставлены на учет в прошлом году. Много молодых людей с избыточной массой тела среди призывников военкоматов, некоторые из них к 18 годам достигают веса в 140 килограммов. 

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter