Смятение в частном секторе

Пристройку веранды в блокированных домах приравняли к возведению многоэтажки
Нелепые веранды с ломаными крышами. Балкончики c узкими лестницами, нависающие над гаражами. Странные мансарды, похожие на скворечники. Стены невообразимых геометрических форм и новые кирпичные фасады, «вылупившиеся» из старых бревенчатых... Если вы когда–либо гуляли по так называемому частному сектору наших крупных городов, то наверняка обращали внимание на причудливую архитектуру этих районов. Так проживающие в нетронутых цивилизацией деревенских домах граждане элементарно улучшают свои жилищные условия. Отнесли стенку на метр в сторону — образовался угол для сына. Подняли крышу мансарды — получились комнаты для дочки. Вот вам уже и многоквартирный дом. Не красота, а реальная проблема использования каждого свободного клочка земли движет архитекторами таких поселков. Потому что увеличивать имеющееся жилье вширь и ввысь куда выгоднее, чем годами ждать в очереди квартиру в новостройке.

dom.png


Тем более до недавних пор, а точнее, до мая нынешнего года для реконструкции частного жилья достаточно было изготовить проект за 200 долларов с изображением фасадов дома со всех сторон, разметкой перегородок и пояснительной запиской, насколько новодел согласуется с общепринятыми нормами и правилами. И если у местной администрации чертежи не вызывали возражений, то, летом хорошо поработав с кумом, братом и сватом, уже к осени можно было справлять новоселье. Однако вот уже сентябрь перевалил за половину, а предусмотрительно закупленные силикатные блоки по–прежнему подпирают стену квартиры 2 дома № 18 по улице Айвазовского, например. Ее хозяйка Алла Габерник с готовым проектом реконструкции, точнее, расширения кухни который месяц обивает пороги администрации Заводского района. Алла Михайловна с мужем проживает под одной крышей с семьей дочери и сыном. Дом разделен на три квартиры. Старая 8–метровая кухня стала тесновата. Да и утеплить ее давно бы не мешало.

— Но сезон прошел. А нам так и не дали разрешения на строительство, — сокрушается Алла Габерник. — В управлении архитектуры говорят: наши дома, состоящие из нескольких квартир, должны строиться с разработкой подробного проекта, с детальной прорисовкой узлов, систем и обязательным прохождением государственной экспертизы. Такой проект индивидуальный предприниматель за несколько миллионов рублей не выполнит. Нужно искать проектную организацию. За такую мелочевку большинство даже браться не хочет. А цены, я уже интересовалась, начинаются от 16 миллионов. И это самый простой проект. И не факт, что он подойдет. Более подробный стоит 30 — 50 миллионов рублей.

dom2.png


За эту сумму семья Габерник собиралась сделать новую кухню «под ключ». Получается, деньги за уже подготовленный и прошедший согласование в администрации района проект выброшены на ветер. Как и время. Теперь надо запасаться терпением и заново ходить по инстанциям, получать согласования.

У многодетной семьи Маркеловых ситуация еще похлеще. Два с половиной года назад, когда у Ирины родился Михась — третий ребенок в семье, Маркеловы воспользовались предоставленным государством правом — написали заявление на получение участка под строительство дома. Буквально через полгода им выделили 5 соток в частном секторе на улице Двинской, в районе тракторного завода.

— Чтобы построить дом, нам пришлось продать мамину квартиру в Барановичах, а в мае — и нашу двушку. Теперь мы в ней — квартиранты. Договор купли–продажи подписали с условием, что будем снимать жилье до конца года у новых собственников. Зато денег хватило. Вывели коробку под крышу, подвели все коммуникации. Остались только внутренние работы. Дом пришлось сделать двухквартирным. Наша — 140 квадратных метров и мамина — 45.

dom3.png


Однако 26 июня супруг Ирины получил уведомление «О приостановлении строительства» за подписью заместителя главы администрации Партизанского района Минска В.А.Смирнова. Причина та же — проект застройки не прошел государственную экспертизу.

— Мы были в шоке. Дом практически готов. Подведена вода. Если строение без отопления оставить на зиму, оно замерзнет и полопаются трубы. Да и где нам жить после Нового года? — Ирина в отчаянии. — Муж обращался в госэкспертизу. Там его не сразу поняли: у них еще не было практики проведения экспертизы проекта фактически построенного дома.

dom4.png


Но что происходит? Заложниками каких новаций стали все эти люди? Этот вопрос я адресовала начальнику управления архитектуры и строительства администрации Заводского района Минска Татьяне Дубик. И вот что она ответила:

— Министерство архитектуры и строительства отнесло блокированные жилые дома к такому уровню ответственности, при котором любая реконструкция требует прохождения государственной экспертизы. И проект уже потребуется не в том объеме, который застройщики выполняли раньше. Более развернутый. Он раза в полтора–два дороже. К тому же могут быть замечания, их надо устранять. Это тоже дополнительные время и деньги. Если бегом бежать и хороший проектировщик попадется, то минимум понадобится месяца три. Изменения действуют с мая.

dom5.png


Татьяна Викторовна подтвердила: проблемы возникли сразу же. Люди жалуются. Проектировщики не хотят связываться с частным сектором. Участки маленькие, дома «сидят» один на одном. И без того нужно изощряться, чтобы соблюсти пожарные разрывы. Еще один нюанс: в частном секторе Минска нынче 60 процентов домов — блокированные. Следовательно, подпадают под новые правила. Но вот что любопытно. Проекты и экспертизу такие частные застройщики должны проходить практически на равных с застройщиками любых других многоэтажных домов, пяти–, девятиэтажных, а вот строиться им по–прежнему разрешено самостоятельно. Хотя проведение госэкспертизы обосновывается безопасностью, как гарантией, что при реконструкции сосед, обосновавшийся за стеной, не разрушит жилье совершенно посторонним людям. Но где гарантия, что не будет отступлений от проекта при выполнении работ? Тогда, следуя логике, надо и самострои запретить. Прописать: любая реконструкция — только с привлечением подрядной организации, имеющей лицензию. Вот тогда расширение кухни Аллы Габерник будет стоить, как строительство нового дома. А многодетной семье Маркеловых проще пойти в суд за «самоволку», заплатить штраф 2 — 3 миллиона рублей. И если дом не нарушает градостроительных норм, правил и построен качественно, то в его приемке не смогут отказать...

dom6.png


— Изменения, внесенные пакетом с Указом Президента от 14 января «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», не распространяются на индивидуальные и блокированные дома, — заверила Галина Терешкова, начальник отдела архитектурной и инженерной деятельности Минстройархитектуры. — Сейчас мы готовим соответствующие разъяснения.

Почему это будет сделано только сейчас, когда у людей уже возникли нешуточные проблемы? Галина Терешкова ответила так: «С тех пор, как были внесены изменения в законодательство, к нам поступило только одно обращение и то от архитекторов, которые проектируют трехэтажные многоквартирные дома. Как правило, граждане такие вопросы решают на уровне местной власти». Странно, если люди обратились в редакцию «СБ», то как они могли обойти профильное министерство? Впрочем, важно другое: многодетная семья Маркеловых Новый год будет встречать в новом доме. И это радует.


aelita@sb.by


Советская Белоруссия №178 (24559). Четверг, 18 Сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter