Кого и за что штрафует на воде Госинспекция по маломерным судам

Плыла, качалась лодочка

Лодка — судно, требующее внимания и определенных навыков.

С начала года на лодках перевернулись и утонули 5 человек. Все были пьяны и без спасательных жилетов. Каждый такой случай дает новый виток для дискуссии: мол, выходит, правильно сделали, когда в 2013 году решили вернуть техосмотр для лодок? Или все же более эффективен и самодостаточен контроль Госинспекции по маломерным судам на воде? За ответом корреспонденты «СБ» отправились с инспекторами на Минское море, где с началом лета владельцы всевозможных плавсредств спустили свои суденышки на воду.








Утро на Минском море выдалось дождливым, но, как только тучи рассеялись, мы с начальником инспекции по Минской области Антоном Астапенко и инспектором по Минску Виктором Потапенко выходим на воду. Специалисты говорят, что на Минском море редко встречаются суда без техосмотра. Во–первых, люди здесь уяснили, что лучше правила не нарушать. А во–вторых, на берегу есть четыре базы, где все плавсредства на учете, сюда дважды в месяц выезжают инспектора, поэтому пройти осмотр — достаточно удобно. Результат — в Минске на ТО, в отличие от некоторых регионов, вы не увидите совсем неухоженных лодок. А ведь инспектора не перестают удивляться, как некоторые рыбаки относятся к своим плавсредствам. Иногда, говорят, такое чувство, что, как сложили лодку с прошлой рыбалки, так с тех пор ее и не разворачивали. А как еще объяснить придаток в виде засохших камышей, рыбьей чешуи и рыболовных крючков? Тем не менее основные нарушители на Минском море — те, кто плавает без спасательных жилетов. Тут ведь нюанс: если рыбак стоит на якоре и ловит рыбу, ему достаточно показать жилет, который может просто лежать в лодке. Но если плывешь, жилет обязателен. Тем не менее у многих уже привычка — лежит где–то жилет, и пусть себе лежит, причем нередко дырявый, без застежек. Хотя важность этого приспособления не стоит недооценивать: правильный жилет обычно с воротником, поэтому, даже если вы окажетесь за бортом, голову сможете держать над водой. Ситуации ведь бывают самые неожиданные. Начальник ГИМС Михаил Чешун вспоминает прошлогоднюю историю, когда в Рогачеве пострадал мужчина, который плыл без жилета на хорошем и, казалось бы, надежном катере. В него врезался пьяный на гидроцикле, водитель катера упал, ударился головой, потерял сознание и пошел ко дну.




А мы тем временем уже проверили несколько лодок и яхт — радует, что у всех соблюдены требования и техника безопасности. Разве что к одной моторной яхте были претензии: неправильно наклеены номера, то есть поменяли местами буквы и цифры. Но вот и первые серьезные нарушители: недалеко от берега плывут на лодке и рыбачат трое. Все без спасательных жилетов. Подъезжаем. Инспектора просят предъявить документы на лодку, и здесь нас ждет сюрприз: все документы в машине, которая осталась на другом берегу. Почему?

— А вдруг перевернемся, намокнут же...

Жилеты? Пассажиры искренне удивились такому требованию — мол, разве нужны? Так что их в лодке тоже не оказалось, да и поиск в машине стал той еще задачкой, ведь попробуй достань из–под груды вещей в багажнике. Но и на этом список нарушений не закончился, стоило лодке отправиться к месту швартовки, как стало понятно: на воду спускались прямо с пляжа, что категорически запрещено.


Самое горячее место — пляж № 5. Тут, говорят инспектора, лодку могут спускать чуть ли не по головам загорающих. Еще и на автомобилях прямо к берегу подъезжают. При этом Антон Астапенко рассказывает: «Когда у нас спрашивают, где можно спустить лодку бесплатно, подробно объясняем, показываем на карте». Для многих — как с гуся вода. Впрочем, спорных ситуаций на воде хватает. Например, в Гомельской области, где случилась одна из трагедий этого года, с вечера лодка отплывала по всем правилам — в порядке и документы, и ТО, и наличие жилетов. Но стоило подключиться спиртному, в четыре часа утра судно перевернулось, а известно об этом стало лишь спустя пару часов... Выходит, главный виновник трагедий все же алкоголь? Кстати, покружив по морю, и мы встретили любителей поплавать под градусом, доходило до 0,9 промилле! К счастью, в такой лодке был трезвый судоводитель.


К сожалению, о беспечности наших людей можно слагать легенды. Чего стоит история, когда 70–летний дедушка планировал сплавляться на алюминиевой байдарке в компании 6–летнего внука. Естественно, без спасательных жилетов. На предостережения специалистов пожилой мужчина лишь ответил, мол, я несу за ребенка ответственность. Но случись что, удастся ли самому выплыть, не говоря уже о спасении внука? Впрочем, и в день нашей вылазки на море не обошлось без тех, кто и себя, и других подвергает опасности: владелец гидроцикла дал покататься знакомому, у которого не было удостоверения на право управления, что категорически запрещено.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 107 (24989). Среда, 8 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter