Неправильное написание одной буквы в документах может оказаться для наследников роковым

Ошибка в наследство

Рисунок Олега КАРПОВИЧА
«Малюсенькая неточность в документе едва не лишила нас с сестрой наследства! — посетовала «СБ» 33–летняя минчанка Ольга Королькова. — Более того, ответственность за ошибки каких–то невнимательных секретарей полностью возложили на нас и, что еще хуже, никто не спешил их устранять...» В общем, не видать бы отцовских миллионов, оставшихся после смерти на его зарплатной карточке, если бы нотариус не проявила человечность. Отсюда вывод: не бойтесь показаться дотошными, перепроверяйте каждую букву в документах, имеющих юридическую силу. Иначе потом хлопот не оберетесь.

Хотя откуда миллионам обычных граждан знать все нюансы правильного оформления, например, решения суда о расторжении брака? Ольга рассказывает свою историю:

— В 2007 году я разводилась в первый и, надеюсь, последний раз. Но мне и в голову не могло прийти, что, получив на руки копию решения, я должна была усомниться в грамотности или внимательности секретаря. Но вот почти через 9 лет в мою семью приходит горе... И решение суда Фрунзенского района Минска о расторжении брака с моим первым супругом становится одним из необходимых документов для вступления в право наследования. Кстати, сестре понадобился аналогичный документ из этого же учреждения. И в обоих нашлись ошибки!

В самой главной части бракоразводного документа Ольги, где как бы расставляются точки над «i», кто–то забыл в скобочках указать ее добрачную фамилию. Последствия — самые нелепые. Документально не усматривается никакой связи между той Ольгой, которая значится в паспорте (там фамилия нынешнего мужа — Королькова), и той, которая фигурирует в свидетельстве о рождении (фамилия родительская — Горлач). Спрашивается, кто эти три дамы и какое отношение к усопшему Петру Горлачу имеет Ольга Королькова, откуда она вообще взялась? Ведь за Александра Королькова выходила замуж Ольга Лапина (свидетельство о заключении брака после его расторжения изымается).

Впрочем, чуткость и профессионализм нотариус из нотариальной конторы Фрунзенского района проявила сразу: успокоила запаниковавшую Ольгу, объяснив, что такое препятствие вполне устранимо с помощью службы «Одно окно», и сделала официальные запросы одновременно в ЗАГС и суд. Через 2 недели пришел ответ: дескать, все сверили–перепроверили и все три Ольги можно свести к одной. Однако документ из–за некорректности все–таки надлежало заменить новым... У сестры Наталии дела обстояли еще серьезнее. В ее бракоразводном решении о добрачной фамилии, Горлач, упоминалось, но... В контексте совсем другого человека — НаталЬи! Казалось бы, мелочь: «ь» вместо «и», а документ недействителен! По крайней мере, так заявили в учреждении, которое в 2007–м его оформило. Выходит, Наталия была все еще в браке?

Когда сестры явились в суд, чтобы утрясти вроде бы пустяковый вопрос — заменить неправильные бумаги на правильные, вдруг выяснилось, что это крайне сложно и на новые документы можно рассчитывать не раньше, чем месяца через два, рассказывает Ольга:

— Специалист вообще заявила, что наши бракоразводные процессы теперь придется назначать заново!

Что и говорить, история поучительная. Тем паче что «заковыристых» имен хоть пруд пруди — Софья и София, Маргарита и Рита, Ксенья и Ксения, Марианна и Марьяна... Более того, любые изменения в Ф.И.О. родителей должны сразу же отражаться в свидетельствах о рождении детей. То есть если Ваню Иванова рожала Нина Иванова, а потом она вышла замуж и стала, например, Ниной Жук, то Ваню «должна родить» тоже Нина Жук. Для Ваниного же блага, в заново оформленном ЗАГСом документе. Что же до невнимательных клерков, то не надо прятаться за объяснение «человеческий фактор!». За ляпы нужно как минимум порицать. Ведь даже в тетрадке третьеклассника неправильная буква может снизить настроение мамы на целый балл, что уж говорить о проскочившей описке в документе — того и гляди, наследства лишишься.

Правовой ликбез

Помощник председателя Белорусской нотариальной палаты Артур Стрех предупреждает, что будет большой ошибкой надеяться завещать свои сокровища кошке Мурке или собачке Жучке:

— В белорусском законодательстве все животные, насекомые и т.п. являются объектами, а не субъектами права наследования. Причем их самих можно завещать в любом количестве, а также с их «помощью» манипулировать действиями наследника. Например, один минчанин недавно завещал квартиру сыну при условии, что тот будет ухаживать за его котом.

Цифра «СБ»

За прошлый год нотариусами было оформлено около 39 тысяч свидетельств о вступлении в права наследования.

Будьте в курсе


У завещателя есть право оформить закрытое завещание, содержание которого до его смерти знает только он сам. И таких завещаний в прошлом году в нашей стране было составлено немногим более десятка. Но большинство из закрытых завещаний, вскрытых после смерти завещателя, не были исполнены, так как категорически противоречили закону. Никогда не будет дан ход таким волеизъявлениям, как, например, «в моей смерти прошу винить соседку Раю» или «желаю, чтобы после моей кончины опекунство над внучкой было поручено моей племяннице из Киева».

В права наследования необходимо вступить в течение полугода, но в особых случаях возможно небольшое продление срока. Скажем, если для наследника право наследовать возникает в случае не принятия наследства другими наследниками или отказа от него.

Гражданам в весьма преклонном возрасте, а также страдающим некоторыми серьезными заболеваниями, во избежание признания их недееспособности посмертно по инициативе недовольных содержанием завещания наследников следует позаботиться о прохождении добровольной психолого–психиатрической экспертизы накануне визита к нотариусу.

Если после смерти наследодателя среди его близких найдутся люди, имеющие право на обязательную долю в наследстве, — это несовершеннолетние дети, а также нетрудоспособные дети, родители и супруг (супруга) — то, несмотря на широкий жест усопшего в пользу, например, подруги, они все равно свое получат.

Волеизъявления завещателей, не оформленные надлежащим образом, юридической силы не имеют.

Любопытно

Один минчанин составил завещание, по которому его квартира достанется тому, кто изобретет лекарство от рака.

Комментарий


Нотариус Минского городского нотариального округа Вероника Литвинко с сожалением отмечает, что неточности в документах, с которыми приходится иметь дело нотариусам при оформлении наследственных прав, увы, встречаются:

— В большинстве случаев проблемы устранимы. Но иногда потенциальному наследнику в момент «Х» просто ничем нельзя помочь. Например, наиболее типичной проблемой является неосведомленность завещателя об истинном, то есть паспортном, имени того, кому он желает оставить свои богатства. Некоторые люди предпочитают называть себя тем именем, которое им по душе, и большинство окружающих даже понятия не имеет, что Элеонора вовсе не Элеонора, а Фекла! Результат? Завещание оказывается оформленным в пользу несуществующего человека. Даже к замене «ь» на «и» в именах Наталья и Софья следует относиться внимательно, хотя это и незначительные расхождения, которые могут быть устранены нотариусом путем использования словаря личных имен. А еще бывают ошибки в самих намерениях завещателей. Случается, что они пытаются обременить родственников, в пользу которых оставляют ценности, выполнением определенных условий для получения наследства. Среди популярных, например, такие вот фантазии: «завещаю квартиру сыну при условии, что он женится» (или, наоборот, не женится) или «завещаю дом дочери при условии, что она будет воспитывать детей в католической вере». Нотариус попросту не станет оформлять завещание, ибо по закону нельзя навязать никому желание вступить в брак (или переехать в другой город, изменить имя или фамилию, родить ребенка и многое другое, что касается свободы личного выбора человека). Часто завещатели возлагают на наследников по завещанию обязанность по выполнению каких–либо действий в пользу третьих лиц. Иногда обремененные неподъемными обязательствами наследники даже отказываются от наследства или, все же вступив в права, потом испытывают настоящие муки от свалившегося на них богатства. Типичный случай: родители завещают свои квартиры в пользу благополучных детей, при этом за неблагополучными — например, алкоголиками — оставляют право проживать в этой квартире пожизненно. Дескать, дитя хоть и бестолковое, а без угла оставлять жалко.

Буква закона


Когда буква «ё» превращается в «е» в газетных текстах или книжках — это считается нормальным. Но в документах замена может стать роковой. Согласно п. 1 постановления Министерства юстиции, Государственного комитета по имуществу от 01.04.2008 № 21/18, если в документах, удостоверяющих личность гражданина, при написании фамилии, собственного имени, отчества употребляется буква «ё», то в документах, удостоверяемых (выдаваемых) нотариусом, регистратором при совершении нотариального, регистрационного действия, при написании фамилии, собственного имени, отчества гражданина должна употребляться именно буква «ё». Также это имеет значение при транслитерации фамилий и собственных имен граждан Беларуси при включении их персональных данных в регистр населения. Скажем, фамилия Брылеў при переводе на латиницу будет звучать как Bryliew, а фамилия Брылёў — как Bryliow.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 97 (24979). Среда, 25 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter