Судьбы погибших героев-подводников из Беларуси

Незабытое слово долг

В апреле 1970 года в Северной Атлантике произошла первая катастрофа в истории советского атомного флота...

В апреле 1970 года в Северной Атлантике, когда Советский Союз готовился к столетнему юбилею Ленина, произошла первая катастрофа в истории советского атомного флота. Затонула атомная подводная лодка К–8. Моряки ценой своих жизней сделали главное: успели заглушить ядерные реакторы и предотвратили взрыв. Вместе с лодкой погибли 52 члена экипажа. Среди них был и наш земляк — минчанин мичман Виктор Кулаков, шифровальщик. Посмертно награжден орденом Красного Знамени.


Потери среди подводников были всегда: как в результате крупных аварий, так и при погрузке торпед, при швартовке субмарин, при перезарядке реакторов... Более 800 моряков отдали свои жизни в послевоенный период развития советского подводного флота. Все они честно служили Родине и выполнили свой долг перед ней до конца. Есть в этом скорбном списке, кроме Кулакова, и другие уроженцы Беларуси...


Капитан 2–го ранга в отставке Михаил Гузеев из Лиды пишет: «В нашем районе живут более 300 человек, проходивших службу на кораблях и в частях ВМФ СССР. Среди них немало подводников — и тех, кто проходил службу на «дизелях», от «малютки» и до «Буки», и тех, кто служил на различных атомоходах. Были утраты и среди наших земляков...»


Герои «Комсомольца»


Рассказал ветеран флота М.Гузеев и о нашем земляке капитан–лейтенанте Сергее Нежутине, командире группы дистанционного управления, который погиб на АПЛ К–278 «Комсомолец». Сергей родился в Лиде в семье кадрового военного. С отличием окончил среднюю школу, а в 1984 году — факультет радиосвязи Калининградского высшего военно–морского училища...


Атомная подводная лодка К–278 «Комсомолец», которой принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1.027 метров, затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара. Погибли 42 человека. Кроме С.Нежутина, среди них были и другие наши земляки: уроженец Шумилинского района Витебской области капитан 3–го ранга Анатолий Испенков и два старших матроса — Игорь Апаносевич из Клецкого района и Евгений Вершило из Мяделя.


Командир электротехнического дивизиона А.Испенков в аварийной обстановке сменил потерявшего сознание вахтенного у дизель–генератора и, выполняя его обязанности, обеспечил аварийную подлодку электроэнергией.


Сейчас в Витебске живут братья и сестра героя–подводника. С 1993 года в Витебске ежегодно проходит международный турнир по вольной борьбе, посвященный памяти капитана 3–го ранга Анатолия Испенкова и его погибших товарищей. Соревнования организовал тренер Анатолий Коваленко, одноклассник Испенкова.


Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и самоотверженные действия, проявленные при выполнении воинского долга, капитан 3–го ранга А.Испенков, капитан–лейтенант С.Нежутин, старшие матросы И.Апаносевич и Е.Вершило посмертно награждены орденами Красного Знамени.


Подвиг капитан–лейтенанта


26 сентября 1976 года, спасая атомную подводную лодку К–47, погиб капитан–лейтенант Николай Знахарчук, командир дивизиона движения. Родился он в Кобринском районе Брестской области.


Лодка несла боевую вахту. В Северной Атлантике 24 сентября 1976 года на глубине 40 метров из–за короткого замыкания возник пожар в восьмом отсеке, где находится пульт главной энергетической установки. Подводники говорят, это самое худшее, что может случиться. Именно такой пожар послужил причиной гибели К–8 в 1970 году.


Но экипаж К–47 под командованием капитана 2–го ранга Бориса Филипенко ликвидировал пожар и устранил тяжелые последствия короткого замыкания в силовой сети. Удалось сохранить в работоспособном состоянии реакторы, турбины и системы их дистанционного и автоматического управления.


Три вахтенных капитан–лейтенанта, среди которых был и Н.Знахарчук, загерметизировались в отсеке и продолжали управлять главной энергоустановкой, выполняя все команды центрального поста. При этом моряки четко понимали, что запаса кислорода в индивидуальных дыхательных аппаратах хватит не более чем на 20 минут... Спасая корабль, они сознательно шли на смерть.


Героизм и мужество молодых офицеров позволил подводной лодке К–47 самостоятельно возвратиться в базу. Правда, подходила она к пирсу с траурно приспущенным ходовым флагом. К сожалению, подвиг погибших ребят никак не был отмечен. Сейчас уже нет той страны, которой служили эти офицеры, но осталась Родина. Для капитан–лейтенанта Знахарчука Николая Васильевича — это Беларусь. Похоронен он в Кобрине.


Скорбный список «Курска»


Среди 118 членов экипажа атомного ракетного крейсера К–141 «Курск», затонувшего в Баренцевом море 12 августа 2000 года, тоже были трое белорусов. Капитан 2–го ранга Сергей Дудко, родившийся в Пинске, служил старшим помощником командира «Курска». Уроженец Гомельщины капитан 3–го ранга Александр Садков командовал боевой частью 7. Белорусские корни имел и старшина 2–й статьи контрактной службы Дмитрий Леонов, командир отделения рулевых–сигнальщиков.


Сергей Дудко отличился еще до трагедии. В 1994 году во время похода подлодки на Северный полюс он вовремя заметил начинавшийся в отсеке пожар, быстро и правильно потушил его, предотвратив тяжелую аварию. Был награжден медалью «За отличие в воинской службе».


Александр Садков очень серьезно готовился к морской карьере. По воспоминаниям сестры Валентины, он занимался тяжелой атлетикой, боксом. Военно–морское училище окончил с красным дипломом и получил назначение на Северный флот в Видяево. Службу начинал на атомном подводном ракетном крейсере К–119 «Воронеж».


После подъема АПЛ «Курск» тело капитана 3–го ранга Садкова было опознано 1 марта 2002 года в Североморске. Похоронен он в Санкт–Петербурге, а в городе Шимановск Амурской области отважному подводнику установлен памятник.


Указом Президента Российской Федерации трое белорусов за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, посмертно награждены орденом Мужества.


Вместо заключения


Когда материал уже был готов, мне стало известно еще об одном нашем земляке, погибшем на подводной лодке.


29 мая 1992 года на атомной подводной лодке К–502 Северного флота произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора, в результате которого погиб капитан 1–го ранга Ляшков Константин Федорович, начальник электромеханической службы дивизии подводных лодок Северного флота. Константин Федорович родился в 1954 году в деревне Новая Мильча Гомельской области. Эта история заставила меня задуматься о том, что в скорбном списке наших земляков, отдавших свои жизни во время нелегкой службы на подводных лодках, еще рано ставить точку...


Николай БОЙКО.


Справка «СБ»


Сегодня в мире в 42 государствах насчитывается около 1.200 подводных лодок различного класса. Обладателями атомных подводных лодок являются Россия, США, Китай, Англия, Франция. Подводный флот США остается основным компонентом в ядерной мощи и постоянно используется как инструмент в решении вопросов внешней политики. Атомные подводные лодки с ракетно–ядерным вооружением с учетом длительного скрытного плавания под водой и хорошей маневренности, обладающие возможностью нанесения ядерного удара из–под воды из любой точки мирового океана, являются сейчас самым грозным оружием.


Морские белорусы


По своему географическому положению Беларусь не является морской державой, однако у нее богатая многовековая морская история, связанная с участием белорусов в военно–морской истории России начиная со времен Петра I. Проходя службу на подводных лодках, уроженцы нашей страны принимали непосредственное участие в развитии подводного флота, в длительных походах под арктическими льдами, в освоении новых проектов атомных подводных лодок. Мало кому известно, что первая металлическая подводная лодка была спроектирована как раз в Белоруссии, — в 1830 году под Белыничами этот проект разработал Казимир Черновский. А в 1834 году Карл Шильдер, родившийся в Витебске, построил первую металлическую подводную лодку. Она была вооружена миной с гальваническим взрывателем и приводилась в действие мускульной силой гребцов...


Главной проблемой в истории строительства подлодок всегда был поиск источника энергии, который обеспечил бы длительное нахождение под водой, большую дальность плавания, необходимую скрытность и высокую скорость. ПЛ с дизельными силовыми установками являлись «ныряющими», в подводном положении обеспечивались энергией от аккумуляторной батареи, а расходовав ее, вынуждены были всплывать для зарядки аккумуляторов. С развитием атомной энергетики открылась новая эпоха в строительстве военных кораблей.


В СССР атомный реактор, основной элемент главной энергетической установки новых подводных лодок, создавался под руководством академика Н.А.Доллежаля. Строительство было завершено в 1958 году. В итоге на смену дизельным подводным лодкам пришли атомные (АПЛ), главное достоинство которых — способность длительного плавания под водой. В то же время высокая энерговооруженность АПЛ позволила решить множество проблем, связанных с условиями обитаемости и жизнедеятельности экипажа. Например, выдыхаемый подводниками углекислый газ не накапливался в лодке, а через установку регенерации откачивался в баллон, который выбрасывался за борт. Пресная вода добывалась из забортной морской через опреснительные устройства с обогатительными фильтрами. Кислород для дыхания подводников стали получать через установку разложения забортной воды на кислород и водород. Кислород раздавался по отсекам, а водород компрессорами выбрасывался за борт.


Чтобы представить, как изменились условия службы подводников после появления атомных лодок, достаточно привести в пример подводную лодку «Комсомолец». На ней оборудовали зону для отдыха с парилкой и плавательным бассейном; в зеленой зоне была сооружена стенка с живыми водорослями, по которым бежали ручейки воды; стояла клетка с певчими птицами. Имелся даже отдельный кинозал с удобными креслами! Понятно, ни о чем подобном не смели даже мечтать экипажи дизельных подлодок, жившие в скученности и тесноте.


Анатолий СТАСЕНОК, бывший заместитель командира 33–й дивизии атомных подводных лодок Северного флота.

 

Советская Белоруссия №105 (24242). Вторник, 11 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter