На острие пера

Закон о СМИ принят Палатой представителей Национального собрания в первом чтении

Закон о СМИ принят Палатой представителей Национального собрания в первом чтении


Действующий закон о печати и других средствах массовой информации принят в 1995 году. Что такое 13 лет для современности, думаю, объяснять нужды нет. То, как быстро меняется мир, как стремительно развиваются информационные технологии, видно каждому. И цементировать законодательство категориями конца прошлого века недальновидно. Некоторые не предусмотренные документами вещи давно стали привычными в повседневной работе журналистов. Об этом, кстати, шла речь и на прошедшем накануне обсуждения законопроекта в Овальном зале заседании парламентской Комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ. Не вижу, например, принципиальной проблемы в том, что законом будет регламентирован порядок аккредитации журналистов. Эта процедура и без того — часть рабочей рутины. Первый заместитель министра информации Лилия Ананич обращала внимание и на другие недостатки действующего ныне закона. Механизм регистрации СМИ прописан в нем нечетко, есть пробелы в регламентации порядка их финансирования, отсутствуют определения ряда ключевых понятий в сфере массовой информации, не предусмотрены ответственность учредителя за деятельность СМИ и еще ряд моментов.


Кстати, вопросы ответственности учредителя в свое время вызывали немало острых дискуссий. Лично мне не совсем понятных. Если человек учреждает, скажем, газету, финансирует ее, то разве при этом не определяет политику издания? Только ли наемный редактор и коллектив должны отвечать за то, что оскандалились, например, профашистской публикацией? Или заказывающий музыку виновен в этом все же не меньше? И, к слову, норма об ответственности учредителя будет действовать одинаково и по отношению к частнику, и к государственной структуре. На это во время обсуждения проекта в комиссии особое внимание обратила заместитель Главы Администрации Президента Наталья Петкевич.


Еще один обсуждаемый момент — финансирование СМИ и участие в его создании иностранцев. Предлагается зафиксировать такую норму: средства массовой информации не смогут получать финансирование из–за рубежа, за исключением случаев участия иностранных граждан или организаций в их уставном фонде. Нельзя получать деньги и из анонимных источников. Неприятие этой нормы в определенных кругах понять можно. Туманность в бухгалтерии иной раз очень кстати... Но если мы стремимся к прозрачности финансовых потоков в любой хозяйственной сфере, почему СМИ должны быть исключением? Тем более что здесь речь идет об очень тонкой сфере. Массовая информация очень тесно переплетается с категориями национальной безопасности. И не видеть, кто играет на этом поле, весьма опасно. Один лишь пример. Вспомним, как в свое время свободно рекламировали себя в газетах тоталитарные секты. Даже создавали собственные программы на радио и ТВ. Нужно лишний раз напоминать о последствиях? Кстати, еще штрих. Четкая регламентация финансирования СМИ — не белорусское изобретение. Подобные нормы есть в законодательстве России и ряда других государств. А вообще, Лилия Ананич отметила, что при подготовке проекта нового закона о СМИ был изучен опыт более десятка государств — от ближайших соседей до Европы и США.


Ну и, пожалуй, самый интересный раздел нового закона — об интернет–СМИ. Сетевое сообщество по этому поводу бурлит давно. Хотя даже законодатели и разработчики проекта, похоже, еще не определились с критериями, по которым тот или иной ресурс можно отнести к средству массовой информации. Наталья Петкевич резонно заметила, что по–житейски любой пользователь легко вынесет вердикт: какой сайт является СМИ, а какой — нет. А вот с тем, чтобы дать выводу четкое юридическое обоснование, явная проблема. Взять за основу принцип посещаемости? Но иной портал с анекдотами даст по нему 100 очков вперед не одной интернет–газете. Поставить во главу угла критерий периодичности обновления? Но случается, что и частные блоги по нему обгоняют новостные ленты. В общем, пока решено не форсировать события. К интернет–СМИ будут сразу отнесены лишь сетевые версии традиционных средств массовой информации. С отношением к прочим сетевым ресурсам со временем должен определиться Совет Министров. Хотя и это не факт. «Если возникнет острая необходимость и интернет–СМИ станут проблемой, но не по содержанию, а когда их количество станет таким, что появится необходимость их регламентации и упорядочения, значит, будут четко определены критерии, — сказала на этот счет Наталья Петкевич. — Это не значит, что постановление Правительства по данному вопросу будет завтра или через полгода. Может быть, его не будет вообще».


Замглавы Администрации Президента обратила внимание и еще на один существенный момент. Слишком много ведется разговоров о том, что новый закон о СМИ готовится к предстоящим парламентским выборам. Однако сроки вероятного вступления документа в силу разрушают эту теорию. Он начнет действовать не раньше, чем через полгода с момента подписания. А до этого тоже пройдет определенное время. Руководитель парламентской Комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ Юрий Кулаковский сообщил, что на первое чтение проект вынесен в авторской редакции. То есть в том виде, в котором подготовлен разработчиками. Но уже сейчас в Парламент поступают замечания от СМИ, общественных объединений, государственных структур, которые будут обобщены ко второму чтению. Те поправки, которые депутаты сочтут резонными, найдут свое место в окончательном варианте.


Я же как журналист не могу не высказать и личного отношения к ситуации. И в ныне действующем законе, и в новом наличествуют такие формулировки: журналист «имеет право» обращаться за информацией, скажем, в госучреждения, а чиновник «может» ее предоставить. Есть у меня давняя мечта: вместо слова «может» увидеть «обязан». Разумеется, кроме тех случаев, когда речь идет о государственной тайне. Или, быть может, я идеализирую?


Кстати


Депутаты Палаты представителей рассмотрели вчера еще ряд важных законопроектов. Во втором чтении принят проект Кодекса о земле. Документ, по словам руководителя парламентской Комиссии по аграрным вопросам Михаила Русого, «позволит активизировать рыночные методы регулирования земельного рынка и вывести этот ресурс из теневого оборота с сохранением социальной направленности развития земельных отношений». Также во втором чтении принят проект Бюджетного кодекса.


Любопытную поправку парламентарии внесли в некоторые законы по вопросам рекламы. Со вступлением ее в силу будет запрещена реклама экстрасенсов, гадалок, колдунов и прорицателей.


Депутаты ратифицировали несколько международных документов. Среди них соглашение об учреждении представительства Еврокомиссии, соглашение с Латвией о взаимных поездках граждан, протокол о механизме оказания военно–технической помощи государствам — членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии.


Рассмотрен ряд других документов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter