Как тренируются международные специалисты по чрезвычайным ситуациям

На общем языке спасения

Осенью они ищут заблудившихся в лесах грибников, летом протягивают стакан воды изнуренным жарой прохожим, а во время весеннего паводка доставляют гуманитарную помощь в подтопленные регионы. В снегопады помогали сдвинуться с места застрявшим в сугробах автомобилистам, а в морозы — отогреться верующим, которые в минусовую температуру выстаивали длиннющие очереди к Дарам волхвов. Это лишь малая доля важных и полезных дел в расписании ребят из отряда по ЧС и розыску Белорусского общества Красного Креста. Шаг за шагом и для нас становится нормой мировая практика, когда на помощь при чрезвычайных ситуациях приезжают не только МЧС и медики, но и представители общественных организаций. Естественно, специально обученные и до мелочей знающие свое дело. А как волонтеры учатся действовать в экстренных ситуациях, корреспондент «СБ» прочувствовала на себе, на сутки отправившись «на занятия» в IV Международную школу по чрезвычайным ситуациям БОКК в Воложинском районе.



Вместо классов в этой школе 8 интернациональных команд по 8 — 12 человек (каждый второй — иностранец), которым для удобства дали названия планет Солнечной системы. Вместо уроков — тренинги, где каждая из стран–участниц, от Азербайджана и Норвегии до Литвы и Украины, может внести свою изюминку. Ребята уже погрузились в основы психологической помощи, а сегодня с 5 утра отработали практическое занятие по спасению жителей близлежащих деревень от якобы утечки ядохимикатов и потушили горящую машину.

12.00 Самое время для задачки на сообразительность. Вы едете по дороге и видите ДТП: школьный автобус с 26 детьми столкнулся с мотоциклом. Картина не для слабонервных. Но отряду «Марс» на разрешение ситуации понадобились считанные минуты. Йоав Шуша и Михаил Кантар из Израильского общества Красного щита Давида более 25 лет связаны с медицинской службой быстрого реагирования, поэтому подобное ЧП для них — дело привычное. Секунды — и разделены участки работы на месте аварии, розданы указания другим членам команды. Причем заметьте, с коллегами Михаил и Йоав общаются на английском, с пострадавшими — на русском, а между собой — на иврите. Впрочем, наших специалистов куда больше впечатлили жесткие методы работы, когда «окровавленному» мотоциклисту спасатели с ходу заявили: «Сиди и не двигайся!», а сами бросились вытаскивать детей из покореженного автобуса, так же четко и без лишних эмоций. Позже Михаил Кантар объяснил: они всегда работают именно в таком командном стиле (что, надо сказать, отрезвляюще действует на попавших в беду), разделяя пострадавших на «зеленых» и «красных». Первые — те, кто может подождать минут 15, либо те, кому уже не поможешь. Вторые — нуждающиеся в экстренной медицинской помощи. У нас, кстати, объяснили специалисты, это условное деление куда шире — на «красных», «желтых», «зеленых» и «черных».



— Who is free, come to me! (Кто свободен, подойдите ко мне!) — Йоав Шуша завершает «урок» грамотным аккордом, предлагая до приезда «скорой» прочесать в округе 100–метровую территорию, куда могло отбросить еще кого–нибудь из пострадавших.

15.30 Уже не один час отряды ищут в лесу сразу нескольких заблудившихся. Если работа в ситуациях катастроф для израильтян норма, то лесной поиск — событие, ничего подобного им делать раньше не доводилось, тем более с собаками. А мы с «Плутоном» отправляемся на пинцгауэре (спецмашине Красного Креста) на другое задание: в результате драки на рок–концерте пострадали около 50 подростков. Командир отряда Дмитрий Бараненков из БОКК объясняет задачу — не встревать в конфликт (заодно ребята отработают психологические навыки, полученные на предыдущих занятиях), расположиться в безопасном месте, обозначить наше присутствие и оказать медицинскую помощь всем, кто в ней нуждается. Сигнал отхода — 5 коротких свистков. Уже на месте становится понятно, что работы хватит всем: волонтеры выводят пострадавших из амфитеатра, куда летят пластиковые бутылки и обломки стульев, каждого осматривают, перевязывают и переписывают... Важный момент подчеркивает Сабира Баратбаева, представитель Международного комитета Красного Креста: «Волонтеры должны понимать, что не стоит бросаться на амбразуру. Нужно осторожно и грамотно подходить к выполнению своих обязанностей, ведь не менее важно, чтобы, спасая других, не пострадал сам волонтер». И ребята все делают правильно.

Когда возвращаемся в штаб, расположенный на лесной поляне, по рации передают, что отряд «Земля» нашел одного потерявшегося и тут же столкнулся с проблемой: у пострадавшего сахарный диабет. Можно ли ему давать глюкозу?

— Сахар пониженный или повышенный? — уточняет по рации волонтер БОКК Алеся Лабор из единственного «непланетного» отряда «Аврора», которому отвели роль штаба...



17.30 Пока один отряд ищет место для спуска на воду лодки, чего требует очередное задание, а другой с помощью специального гудка помогает выбраться из леса очередному потеряшке, мы с командиром «Плутона» и кинологом спешим на помощь «Юпитеру», который уже несколько часов идет по следу заблудившихся брата и сестры. Болгарин Тимур Костов, командир поискового отряда, сообщает, что девочку нашли, она даже указала примерные ориентиры брата и его мобильный телефон, но дальше без собаки никак, а полуторагодовалая овчарка Ричард заметно устала. Наш черный лабрадор Альфа такому заданию только рад, он быстро берет след, находит кусочек бинта, а затем и самого парня.

19.30 В лесу уже достаточно темно, и тут в штаб поступает сообщение, что после утреннего выброса ядовитых веществ до сих пор не нашли одну из местных девочек, Настю Иванову. Последний раз ее видели недалеко от деревни Казаки, куда и выдвигаемся сразу несколькими отрядами. Присоединяюсь к команде «Сатурн», которая состоит преимущественно из латышей. С фонарями ищем вдоль дороги, освещаем кукурузное поле и каждый куст. Задача усложняется еще и тем, что ночью при искусственном свете на песке не видны следы, по которым было важно ориентироваться во время дневного поиска. А прочесывать лес — затея опасная, тут можно и ногу подвернуть, и на ветку напороться. Наконец, наши усилия вознаграждены — Настя найдена, цела и невредима.



22.30 Большинству команд предстоит очередное непростое испытание: найти маму Насти, которая тоже блуждает по лесу. Но поскольку ночные поиски — не самый безопасный метод, спасатели отправляются разводить костры, на свет которых и должна выйти пострадавшая. Через несколько часов она действительно выйдет, а волонтерам понадобятся все их знания, чтобы успокоить человека в состоянии шока. Тем временем мы с «Ураном», который состоит преимущественно из специалистов Казахстанского общества Красного Полумесяца, выезжаем спасать девочку–подростка, потерявшуюся в затопленном бомбоубежище. На самом деле это колоритная площадка для игры в лазертаг, напоминающая лабиринт, где приходится освещать путь фонарями. Девочку мы находим, но на этом передряги не закончены: отряд подводит неосторожность — бутафорский оголенный провод, до которого дотрагивается один из участников. Теперь спасать нужно еще и одного из спасателей...

02.00 Наконец все команды выполнили задания и собрались в штабе. Прежде чем удастся поспать несколько часов, от каждого отряда назначают дежурных по лагерю. Утром экспертам предстоит подробно все проанализировать. А волонтерам — определить свои слабые места, над которыми еще стоит поработать, чтобы спасти чью–то жизнь.

pasiyak@sb.by

фото из архива БОКК

Советская Белоруссия № 194 (24824). Пятница, 9 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter