Как и ко всему новому, к системе электронного сбора денег за проезд транспорта BelToll есть немало претензий...

На дороге нет мелочей

Как и ко всему новому, к системе электронного сбора денег за проезд транспорта BelToll есть немало претензий...
С июля 2013 года трасса М1 от Бреста до границы с Россией стала одной из платных дорог страны. В связи с этим, по Указу Президента № 268 от 27 сентября 2012 года, для удобства путешественников введена система электронного сбора денег за проезд транспортных средств (ЕТС–система, BelToll). Как и ко всему новому, к BelToll есть немало претензий. Хотя, как полагает Евгений Прудников, адвокат адвокатского бюро «ПравоВиК» Брестской областной коллегии адвокатов, во многих случаях недовольство обусловлено тем, что пользователи платных дорог недостаточно знают свои обязанности, легкомысленно относятся к внесению платы за проезд, а часто и вовсе не подозревают о самом существовании ЕТС–системы.

Евгений Прудников— Хотелось бы подчеркнуть, что использование системы электронного сбора платы за проезд автотранспорта возможно только при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в том же направлении. А начало и конец платной дороги легко определить по дорожным знакам «5.42 Платная автомобильная дорога» и «5.43 Конец платной автомобильной дороги».

Платить за проезд не придется, если вы являетесь собственником или водителем автомобиля, зарегистрированного на территории государства — члена Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны, в том числе при буксировке прицепа. Не берут деньги также с водителей мопедов и мотоциклов; зарегистрированных на территории нашей страны колесных тракторов и самоходных машин; машин оперативного назначения или используемых для обеспечения обороноспособности и правопорядка. Всем остальным, включая белорусские грузовики, для пользования платной дорогой придется обеспечить наличие в транспортном средстве устройства электронной оплаты. Для этого надо заключить договор с УП «Белавтострада» и зарегистрировать транспортное средство в системе электронного сбора платы. Эта обязанность распространяется также на маршрутные автобусы, осуществляющие городские перевозки пассажиров, и на автомобили, используемые в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи. Однако вносить плату за пользование платной дорогой им не надо.

При заключении договора на пользование платной дорогой и регистрации в системе владелец авто получает специальное электронное устройство, которое находится в собственности государства и предоставляется безвозмездно при условии внесения его залоговой стоимости. Для автомобилей с технически допустимой массой до 3,5 тонны — это 20 евро, свыше 3,5 тонны — 50 евро. Каждое устройство персонализируется, следовательно, перенести его в другой автомобиль нельзя. При продаже машины собственник обязан снять ее не только с регистрационного учета в ГАИ, но и в системе электронного сбора платы и вернуть аппаратуру. При этом, как правило, можно вернуть его залоговую стоимость и остаток предоплаты.

Плата взимается за проезд по расчетному сегменту платной дороги (с их перечнем можно ознакомиться на www.beltoll.by) и определяется как произведение тарифа (в евро по курсу Нацбанка) за километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности расчетного сегмента в километрах с точностью до 10 метров. Вносить деньги можно как в режиме предоплаты, так и по факту (с использованием топливных карт). В наличной и безналичной форме, в рублях. Если масса транспортного средства до 3,5 тонны, то возьмут 0,04 евро за 1 км. Если свыше и с двумя осями — 0,08 евро, с 3 осями — 0,10 евро и с 4 осями — 0,12 евро за 1 км.



В случае выявления факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной дороге уполномоченные должностные лица транспортной инспекции возьмут тариф в увеличенном размере. Для автомобилей с допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно — это 50 евро (в случае неполной оплаты) и 100 евро (в случае неоплаты). Для более тяжелых транспортных средств (независимо от количества осей) — соответственно 130 и 260 евро.

Вопреки расхожему мнению, работники транспортной инспекции обладают весьма широким спектром прав контроля за соблюдением порядка оплаты проезда. Например, могут вас остановить, потребовать водительское удостоверение и свидетельство о регистрации (технический паспорт) на транспортное средство, а также иные документы в соответствии с законодательством, принять в пределах своей компетенции решение о блокировке колес, задержании или принудительной отбуксировке автомобиля на охраняемую стоянку.

Все споры и разногласия в связи с пользованием платной дорогой, начислением и взиманием платы за проезд разрешаются путем направления претензий по форме, утвержденной Минтрансом в ГУ «Белавтострада» (220073, г. Минск, пер. 4–й Загородный, д. 58а, кабинет № 12), не позднее 15 рабочих дней с момента, когда пользователь узнал или должен был узнать об обстоятельствах, ставших основанием для предъявления претензии. Но не позже 6 месяцев с даты, когда такие обстоятельства имели место. Если жалоба не связана с начислением и взиманием платы за проезд, скажем, речь о сбоях и неисправностях в работе системы электронного сбора платы, то претензии предъявляются в ГУ «Белавтострада» в течение рабочего дня с момента обнаружения сбоя или неисправности.

Советская Белоруссия №68 (24451). Пятница, 11 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter