Каждый здравомыслящий гражданин понимает, что коррупцию победить очень трудно, отчасти и потому, что она у многих из нас просто в крови

Мечты и звуки

На сайте р/с «Свобода» прочитал заявление А.Лебедько по поводу коррупции. Кто ж не знает, что это зло? Кто не знает, что государство объявило коррупции смертельную борьбу. Кто не знает, что в Беларуси с коррупционными делами борются не словами, а по делу — подтверждением тому большое количество суровых судебных процессов. При этом каждый здравомыслящий гражданин понимает, что коррупцию победить очень трудно, отчасти и потому, что она у многих из нас просто в крови. Предложить врачу деньги — в порядке вещей. Ускорить решение какого–нибудь пустячного вопроса — тоже не проблема. И все это прекрасно знают, проклинают других, но сами не осуждают мелкие взятки. Даже с самых юных лет в это дело влезают студенты: собирают «на подарок» перед сессией преподавателю. Все это, конечно, имеет место. Но то, что с коррупцией ведется борьба, может отрицать только безответственный болтун либо  «политик», для которого что черное, что белое — все одно.

Так вот Лебедько, которого мы годами знаем по его разговорам, опять отметился: «Широкой дискуссии на тему коррупции в 2014 году не было — власть в этом не заинтересована. Сторонники перемен пробуют поставить эту проблему в повестку дня...»

Как жаль, что год наступил новый, а повадки «сторонника перемен» остались старыми. Удивляюсь, как можно так беззастенчиво лгать и извращать факты. Как это понимать, что в 2014 году на темы коррупции не было широкой дискуссии? По–моему, во всех больших и малых СМИ несколько месяцев тема коррупции обсуждалась так широко, что иногда мне это казалось даже чересчур. В одной только «СБ. Беларусь сегодня» выступило несколько сотен человек разных профессий и возрастов. Тысячи предложений, замечаний к проекту Закона о коррупции были опубликованы и прозвучали с телеэкранов и на радио. Почему их не слышал Лебедько? Скорее всего, был где–то за пределами страны и посещал рождественские распродажи. Сейчас очнулся и опять погнал привычную пургу. Удивляюсь я Лебедько и его компании: неужели они думают, что есть еще где–то простаки, которых можно дешево купить на их примитивные фокусы и пустую фразеологию? Я бы в год Козы не доверил им пасти даже одного козлика — не справятся.

* * *

Досаду у меня вызвал и материал известного обозревателя Валерия Карбалевича, который поставил трудную цель — осмыслить все, что касается финансово–кредитных проблем. Но, как говорится, нельзя объять необъятное. Поэтому при всем уважении к господину Карбалевичу приходится констатировать, что вместо анализа получилась скороговорка, сдобренная прямолинейными пропагандистскими клише. Чего стоит заголовок «Сердечно приглашаем в нестабильность»? И почему наши «буревестники» только и ждут неприятностей, только и мечтают про «нестабильность», будто не знают, что в случае чего никому, даже самым отпетым пропагандистам, невозможно будет отсидеться на теплой печке. Дубина — она, знаете ли, не щадит ни правого, ни виноватого. И по существу. Г–н Карбалевич так рассматривает ситуацию. На фоне войны в Украине белорусский народ понял, что болтать нужно поменьше, а работать побольше — и гнать куда подальше всяких безответственных «политиков», которые устраивают красивые майданы, а потом не знают, что делать. Говоря это, Карбалевич, конечно, прав. Но дальше он заявляет, что под эту «лавочку» А.Лукашенко должен был в разгаре лета девальвировать рубль и тогда все было бы замечательно. Но если гипотетически представить такое развитие событий, то хочется спросить г–на Карбалевича: не он ли возглавил бы хор критиков такого экстравагантного решения? Легко себе представить, сколько камней и пыли обрушилось бы на власть в этом случае. Да и кто из самых крутых мыслителей мог предположить, что сытая, благополучная и сильная Россия вдруг без видимых внешних причин закачается и ее рубль начнет скользить все ниже и ниже? Что–то в мае–июне–июле логика подобного развития событий не приходила в голову и самому Карбалевичу. Естественно, что глубокой осенью волна московского кризиса захватила и Беларусь. Но где та «паника», о которой пишет Карбалевич? Он имеет в виду десятки тысяч предприимчивых белорусов, бросившихся в Смоленск, Псков, Питер и Москву для массовой скупки подешевевших машин, мебели и прочих дорогих ранее товаров? Хороша «паника»! Если при прежних кризисах белорусы скупали соль, муку и гречку, то прошлой осенью массово гребли «Шевроле», «Порше» и «Вольво». Или не так? «Паника» панике рознь. Что же касается комиссии на скупаемую валюту, то вынужденную эту меру глупой назвать нельзя. В белорусских магазинах есть все и по разумной цене к уровню заработных плат. Но если кто–то хочет отдохнуть, скажем, на Майорке либо питаться анчоусами, то пусть покупает валюту, поскольку за красивую жизнь придется доплачивать. Что здесь обидного и оскорбительного? Так ведется везде. Жалко, что у нас об этом позабыли и, живя в каких–нибудь Муховичах, и жизнь, и расходы определяют исключительно в долларах и евро. Зачем?

Конечно, у каждого на этот счет могут быть свои мнения. Кто–то скажет, что жить, мол, за морем не худо. Не будем спорить. Однако то, что делается сейчас за океаном (бесконечные расстрелы в школах, расовые столкновения, убийства полицейских), тоже не вызывает восхищения. И такой маленький факт — всего одна строчка в хронике, — что во Франции веселящиеся бандиты (в основном из известных национальных кварталов) за одну предновогоднюю ночь сожгли 900 автомобилей, — тоже не вдохновляет. И дребезжащий российский рубль, и расколотая по живому Украина, и многое другое сами за себя говорят, что хорошо там, где нас нет. А у нас, в Беларуси, как–то все–таки неплохо — особенно если поразмышлять над тем, почему это в наши пейзажи так массово вписываются молодые мамы с колясками. Это самый лучший барометр! Потому и подосадовал я, прочитав последние строки материала г–на Карбалевича: «Страна вступает в избирательный год в условиях социально–экономической турбулентности. Президентским выборам возвращается интрига». Здесь, конечно, автор немножко сумничал насчет загадочной «турбулентности». Насчет «интриги» — жизнь покажет. Но вот последние строки процитирую: «Милости просим в нестабильность. С Новым годом. И ни в чем себе не отказывайте». Вот это — та самая непреодолимая страсть к прямолинейной пропаганде, которая целиком и полностью взяла в плен значительную часть белорусских публицистов. «Приглашаем в нестабильность»... Ничего другого, кроме этих «добрых пожеланий», у вас, господин Карбалевич, для белорусского народа не нашлось? Жаль...

Сергей САЦУКЕВИЧ

Советская Белоруссия № 1 (24631). суббота, 3 января 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter