В доме XIX века на Вилейщине по сей день горит очаг

Хата с краю

Деревня Вязынь неподалеку от Вилейки — это не просто село. В прошлом — местечко. Костел, церковь, школа и кое–где сохранилась даже каменная мостовая — налицо все признаки того, что местные жители цивилизацию, культуру восприняли давно. В последнее время здешние окрестности облюбовали богатые минчане, среди которых немало знаменитостей. Строят дачи. Появляются и агроусадьбы. Однако современность пока еще не стерла следы прошлого. Они уживаются. Может, поэтому именно тут сохранилась одна из самых старых жилых хат в стране — 1874 года постройки.


Конечно, подобного рода экзотикой белоруса не удивить. Достаточно проехаться в музей народной архитектуры и быта. Однако одно дело — выставка, другое — жизнь. Ведь в доме XIX века по сей день горит очаг. То есть перед нами не просто история, а живая летопись, в которой запечатлелась преемственность поколений, эпох.

Старожилы Роман и Мария Хотяловичи, может быть, и не придавали бы всему этому значения, если бы не внук — молодой исследователь Владимир Садовский. Его интересует архитектура западной Беларуси. А тут — такой редкий пример, да еще с семейной историей.

Поэтому Хотяловичам пришлось начать вспоминать и историю хаты, и собственную биографию. Владимир Садовский дополнял — кое–что нашел в архивах:

— О том, что дом построен в 1874 году, свидетельствует наличник с датой на дверях. Он сохранился, несмотря на то что сам дверной проем в прошлом меняли. Раньше высота двери была взрослому человеку по грудь. А когда повысили планку, то решили прежний наличник оставить. Оказалось, не зря — сохранили память об истории дома.



А я вспоминаю, как в музее архитектуры и быта заходил в старые хаты, согнувшись в три погибели. Вот ведь был уровень жизни — ниже наличника!

Поэтому и хата — не роскошь. Зато она — хранительница памяти.

Мария Хотялович рассказывает:

— Мои родители купили ее после войны, помыкавшись по съемным комнатам. Маму с четырьмя детьми немцы вывезли в начале оккупации сюда из–под Великих Лук. В товарных вагонах. Выбросили прямо на улицу. Нас до сих пор в Вязыни называют беженцами.

Хата с краю — это про самый старый вязынский дом. Она стоит немного на отшибе, но в очень живописном месте. Раньше принадлежала местному кузнецу. Роман Хотялович проводит во двор:

— Вот еще амбар — «свiран» — остался от старого двора. На нем сохранилась надпись «1885». Рядом — пасека.


По неприметной улочке можно выйти к невероятно красивой церкви. Сельская дорога, мощенная булыжником, — следы послевоенного благоустройства. Чуть отклонись в другую сторону — и открывается панорама Вилии, разлив Вилейского водохранилища.

Эта идиллия, однако, со временем может кануть в Лету. Многие дома по соседству пустуют...

Но Владимир Садовский сохраняет оптимизм:

— Село большое, к вымирающим нас еще рано приписывать. Местных жителей много. Да и потомки многих старожилов — те, которые перебрались в город, — лето проводят здесь.

Хотяловичи точно никуда отсюда не уедут. А благодаря таким внукам, как Владимир Садовский, жизнь старой хаты продлится еще как минимум на одно поколение. А это значит, что спустя несколько десятилетий ей будет уже двести лет. И сюда, кроме хозяев, обязательно будут заглядывать туристы.

Справка «СБ»

Вязынь известна с XV века. Владели ею разные аристократические семейства и даже орден бернардинцев. Екатерина Вторая подарила селение графу Семену Зоричу, от которого имение опять пошло по рукам. В XIX веке новые владельцы построили здесь усадьбу в романтическом стиле, c парком, пивоварней, конюшней, мельницей. Остатки былого величия еще свидетельствуют о той эпохе.

Любопытна история местного деревянного храма. Его соорудили в 1830 году как костел, но в 1864–м переделали в церковь. Поэтому на соседнем кладбище католики покоятся рядом с православными. До 1990–го в соборе был клуб.

В 1908–м местные помещики Гечевичи построили каменную часовню, ставшую затем костелом. В период атеизма тут находились и клуб, и склад, а теперь вновь звучат молитвы.

И еще один штрих — в Вязыни прошло детство поэта XIX века Томаша Зана. Его отец Кароль служил экономом в имении Зорича.

vk@sb.by

Фото Владимира САДОВСКОГО.

Советская Белоруссия № 248 (24878). Среда, 23 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter