Как поднять зарплату учителям

Из редакционной почты
Толчком для моего письма послужило недавнее посещение Президентом БГПУ им. М.Танка. Обсуждавшиеся тогда проблемы системы образования сильно перекликаются с вопросами, которые я поднимал еще пять лет назад в работе «Проблемы системы образования и алгоритм их решения». Скажем, как поднять оплату труда учителя?

Конечно, можно пойти стандартным путем — и сделать это за счет госбюджета. Но как регулярно и на сколько можно увеличивать зарплаты, зависит от экономических возможностей государства. Если их не хватает, то процесс обучения в школе постепенно становится платным, а базовые знания — минимальными и недостаточными для дальнейшего обучения и поступления. К тому же простое увеличение учительских зарплат не решает еще одной проблемы — дифференцированного подхода: ведь кто–то делает свою работу лучше, кто–то — хуже, а получают одинаково...

Предлагаю свое решение. По окончании школы каждому выпускнику выдается вместе с аттестатом идентификационный номер, где указываются область, район, тип школы (городская, сельская), ее номер, год выпуска. Если выпускник сразу идет работать, то наниматель при оформлении трудовой книжки заносит туда этот номер. После чего из заработной платы вчерашнего школьника отчисляется определенная сумма в размере, допустим, 3% на его бывшую школу, где средства распределяются между преподавателями. Иначе говоря, после каждого выпуска начинает работать принцип обратной связи «учитель — ученик», когда образуется своеобразный накопительный фонд и он тем весомее, чем больше воспитанников школы имеют высокий уровень дохода, что, замечу, возможно только при получении соответствующего образования, навыков и знаний. Таким образом, чем больше учитель проработал в школе и выпустил порядочных, высококвалифицированных, высокооплачиваемых граждан, тем больше у него и доход. В итоге пенсионное обеспечение учителя будет тоже производиться уже не за счет государства, а благодаря отчислениям тех, кого он выучил за все время своей работы.

Иная ситуация должна быть с малыми сельскими школами. Здесь, помимо всего прочего, я бы предложил ввести доплату к зарплате учителя в том случае, если его выпускники остались работать в сельском хозяйстве. Но и преподавателей вузов и ссузов, по-моему, нельзя забывать: работает их бывший учащийся по полученной специальности — пусть из его зарплаты высчитываются и перечисляются дополнительно 4% или 3% соответственно в преподавательский фонд учебного заведения.

Александр ТЕРЕШКО, учитель, Молодечно.

Советская Белоруссия №244 (24625). Вторник, 23 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter