Обходная дорога вокруг Беловежской пущи остается невостребованной у водителей и инвесторов

Дорога до востребования

Обходная дорога вокруг Беловежской пущи остается невостребованной у водителей и инвесторов
Ровно пять лет назад на нашей карте появилась новая дорога. Трассу вокруг национального парка «Беловежская пуща» построили за полтора года, инвестировав в нее около 490 миллиардов неденоминированных рублей. Виды на перспективу открывались грандиозные. Объездная магистраль должна была стать «ковровой дорожкой» для плотного потока туристов, повысив привлекательность как Беловежской пущи, так и региона, страны в целом. На пути Р–98 планировалось создать всю необходимую для путешественников инфраструктуру. Что мы имеем сегодня? Почти 160 километров дорога широкой девятиметровой лентой петляет по лесам и полям Брестской области. И хоть бы одна автозаправка, ресторан, кемпинг или гостиница встретились! Собственный корреспондент «СБ» проехала от Песчатки до Лысково и обратно. За 4 часа пути насчитала всего 39 автомобилей: лесовозы, сельхозтехника, несколько фур и пару десятков легковушек, причем лишь две — с номерами других государств.


Парадоксы обхода


Когда обходную трассу только готовились сдать в эксплуатацию, тогдашний председатель Брестского облисполкома Константин Сумар причислил ее к семи чудесам Беларуси («Дорога вокруг пущи ждет инвесторов», «СБ» за 26 октября 2011 года). Да, строители «Бреставтодора» сработали отлично. Асфальтобетонное полотно настолько ровное, что соблюдать рекомендуемую скорость в 70 километров просто невозможно. И только резкие повороты не дают задремать. К тому же ни одной выбоины! Сосновый лес сменяют грабовые дубравы, березовая роща, сияет на солнце яркий красный дуб. Можно остановиться и любоваться. На протяжении всей трассы 8 оборудованных площадок для отдыха. У каждой свое название: «Заяц», «Зубр», «Кабан», «Лось»...

Обход должен был начинаться в деревне Волкоставец Каменецкого района, но руководство Брестчины аргументировало перенос нулевого километра к погранпереходу «Песчатка». В 2015 году там завершилась масштабная реконструкция. Пункт пропуска стал международным. Однако ожидаемого увеличения туристического потока не произошло.

Заправляюсь на АЗС в деревне Пограничной. Как потом выяснится — не зря. На трассе — ни одной автозаправки. «Белнефтехим» хоть формально и «привязал» новую АЗС к обходу, но построил ее рядом с Каменцем.

Местные зубры трассы не боятся: без страха выходят на асфальт. На дороге 32 перехода для земноводных и 3 — для животных. Но звери туда не идут. К переходам надлежало высадить направляющие зеленые посадки. Их нет. Часто встречаются черные следы протекторов шин от экстренного торможения. Это явно попытки водителей избежать столкновения с животными. Сеток вдоль дороги тоже нет, правда, о возможном выходе зверей на дорогу напоминают знаки.

На дороге установлено несколько туалетов, где можно помыть руки и принять душ.

На стоянке «Кабан» на 70–м километре открыт туалет, где можно помыть руки. На входе встречает смотритель Петрович. В помещении накурено и звучит громкая музыка. В подсобке Петрович заваривает чай и не обращает на меня никакого внимания:

— Туалет бесплатный. Сюда приходят туристы, которые приезжают к источнику за водичкой или в монастырь.

Такой же туалет стоит в Лысково. Здание не обозначено и никогда не открывалось.

— Все идут к нам, — призналась заведующая кафе Пружанского райпо «Таверна» Инна Лиш.

Не зайти в единственное на трассе заведение общепита невозможно. Борщ и картошка с поджаркой — не шляхетская кухня, которую райпо обещало в момент открытия кафе три года назад. Но вкусно. А блюда, основанные на местных рецептах, сохранившихся с древних времен королевы Боны Сфорца, готовят под заказ. Рекомендую.

За Лысково — Гродненская область. Пора назад. В пути можно поразмышлять, почему дорога так и не стала туристическим объектом, как задумывалось.


Вложить и не прогадать


Первыми оценили цивилизацию частники. Владельцы сельских домиков продают их дорого, аргументируя: «Это же пуща!» Участки скупают россияне. В основном — для семейного отдыха. Управделами Дмитровичского сельисполкома Татьяна Гордеюк рассказала, что серьезные инвесторы к ним не спешат:

— Бывшее кафе переходит из рук в руки, и никто не решается сделать здесь точку общепита, хотя до пущи меньше 10 километров. Нацпарку передали здание участковой больницы. Они тоже ничего не делают. А вот агроусадьбы открываются. На территории сельсовета их уже больше десятка. Частника не смущает даже пограничная зона, требующая быстрой регистрации гостей.


На дороге можно неплохо зарабатывать. Это давно поняли наши соседи из Польши. Еще на международной выставке в Бресте «Содружество–2011» вниманию инвесторов было предложено 9 объектов придорожного сервиса и туристической инфраструктуры вдоль строящегося автомобильного обхода. Сегодня очевидно, что инвесторы игнорируют «место под пущей».


Что не увидят туристы


Если дорога строилась ради увеличения туристической привлекательности местности, значит, надлежало информировать путников о придорожных достопримечательностях. Однако мне встретились лишь 5 щитов с информацией о Каменецкой башне, Беловежской пуще, Свято–Никольском женском монастыре, фермерском хозяйстве в Клетном и общественно–культурном комплексе в Мокром. Все объекты появились задолго до строительства дороги, но обход для трех последних оказался невероятно выгодным.

Свято-Николаевская церковь популярна у паломников из разных стран.
Источник в деревне Вежное давно привлекает туристов.

Трасса пересекает 12 населенных пунктов, обходя 41 деревню. И там есть что посмотреть туристу! Но кто увидит нашу «гору крестов» — Грушку («У каждого свой крест», «СБ» за 16 апреля 2016 года), если нет указателя? Турист пронесется мимо Рожковки («Знак против беды», «СБ» за 16 апреля 2007 года), где в храме хранится образ Матери Божией Рожковской, которую из дерева вырезал немецкий офицер. В деревне Дворцы сохранился бункер радиосвязи с советских времен. В Углянах — необычные придорожные кресты. В Стойлах — ни одного жителя, а работают музей народного мастера Николая Тарасюка и культурный центр «Вясковы рэнесанс». В поселке Шерешево, известном еще с 1380 года, сохранились деревянная звонница XIX века, Николаевская церковь и Троицкий костел. В Ровбицке — часовня Георгия Победоносца. А все туристы — мимо! Только в Лысково, через которое продолжает путь обход, глаз упрется в руины костела Пресвятой Троицы и здание монастыря миссионеров, церковь Рождества Богородицы. А два старейших кладбища — еврейское и католическое, курганы XII века еще надо поискать...


Дорога могла стать транзитной на Прибалтику, Калининград и в обратную сторону, но пока — не судьба. Не сблизила трасса и Брест с Гродно.

Вопросов вообще много — ответов нет. А, может, не это главное? Дорога построена на долгие годы, можно ездить и хвалить строителей, сделавших свою работу качественно. А местным властям, транспортникам, представителям турбизнеса стоит крепко призадуматься над тем, как на полную катушку использовать возможности, которые она предоставляет.

Компетентно

Михаил Серков, заместитель председателя Брестского облисполкома:

— Эта дорога не должна выглядеть, как центр «Диснейленда». Она самобытная. Бетонные здания там не нужны. Пущанский лес, болото — вот это должен видеть турист. Сейчас в окрестностях неплохо развивается агротуризм. Остальное — со временем.

Кстати

Объездная дорога вокруг Беловежской пущи начинается в деревне Песчатка Брестской области и заканчивается у города Свислочь Гродненской. Протяженность обхода по Брестчине — 157,9 километра, по Гродненщине — 39,9 километра. При строительстве максимально использовались 116 километров существующей автодорожной сети, дальше дорога пошла по новому пути.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 203 (25085). Пятница, 21 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter