Белорусская стюардесса "Эмирейтс" - о работе по всему миру

Дама высокого полета

Белорусская стюардесса "Эмирейтс" - о работе по всему миру
Только вчера она гуляла по Куала–Лумпуру, а через несколько дней снова увидит Эйфелеву башню, но между делом на час–другой заглянет в Саудовскую Аравию. График ее путешествий по всему миру — от Лондона до Йоханнесбурга, от Праги до Буэнос–Айреса, от Лос–Анджелеса до Окленда — расписан на месяц вперед и формируется бездушной компьютерной программой. Белоруска Светлана Ходосевич — одна из более чем полусотни наших соотечественниц, для которых каждую неделю просыпаться в разных концах света — это профессиональная обязанность. Она бортпроводник крупнейшей международной авиакомпании «Эмирейтс». Десятки стран и более сотни городов, многонациональный коллектив и тысячи пассажиров, каждый со своим менталитетом, длительные перелеты и постоянная смена часовых поясов... Девушка, ныне живущая в Объединенных Арабских Эмиратах, рассказала корреспонденту «СБ» об особенностях такой работы.

О пассажирах


— Когда я 5 лет назад шла работать в «Эмирейтс», то была уверена: обслуживать придется сплошь образованных и интеллигентных пассажиров. Мы — не лоукост, а значит, позволить себе летать авиакомпанией, которая у многих ассоциируется с роскошью, пусть даже в экономклассе, может далеко не каждый. Это не так. Особым откровением для меня стали рейсы в Бангладеш. Пожалуй, именно они психологически самые тяжелые. В Дубай летят рабочие, билеты им оплачивает компания–работодатель. И большинство таких пассажиров выросли в нищете, они не видели в жизни ничего, не ходили в школу, и их поведение шокирует. Салоны — грязнющие, мусор валяется прямо в проходах или под сиденьями, горячими салфетками, которые мы раздаем, вытирают ноги... Почему так, а не иначе, логически понимаешь, но принять это очень тяжело.

Впрочем, вот уже два с половиной года я работаю в бизнес–классе самого вместительного в мире самолета — аэробуса А380, который одновременно может перевезти свыше 600 пассажиров. Там свои особенности. Коллектив стюардов у нас многонациональный, на каждом рейсе, как правило, работают бортпроводники, которые могут пообщаться с пассажирами на языке страны, куда летит самолет. Только, скажем, японские коллеги паникуют, когда им выпадает лететь в Токио или Осаку, для русскоговорящих девушек самый тяжелый рейс — в Москву. Ведь что такое пассажир бизнес–класса? Это, как правило, человек, который может и хочет себе позволить летать «не как все». Многие россияне по–английски не говорят, поэтому пререкаться с бортпроводниками из Кении явно не будут. Но когда они видят тебя, то не преминут хоть на время, но включить в общении сарказм на грани фола... А вот самые приятные, воспитанные и доброжелательные — это австралийцы. Они постоянно улыбаются, им не нужно ничего сверх, и требовать лишний раз принести еду или спиртное только потому, что есть такая возможность, они не станут.


Париж

Об условиях работы


— Самые тяжелые рейсы — те, которые вылетают ночью. Вот представьте, вам нужно быть в аэропорту за 2 часа до отправления, встать еще на полтора часа раньше, привести себя в порядок, а до этого умудриться немного поспать. А если в тот же день еще и приходится возвращаться обратно... Мало кто любит летать в США — дорога в одну сторону может занять свыше 15 часов. Зато турбулентность — а достаточно часто самолеты трясет в районе Индии или по пути в Австралию — наоборот, для меня не проблема. Несмотря на то что многие паникуют, могу заверить: на безопасность она не влияет никоим образом. А бортпроводники пользуются возможностью перевести дух и законно ничего не делать.


Куала-Лумпур

О возможности увидеть мир


— Работать бортпроводником в «Эмирейтс» я шла в первую очередь именно ради этого. В детстве на моем столе стоял глобус, и я постоянно его крутила, думая, где же все–таки когда–нибудь окажусь. Как правило, за границей мы остаемся на сутки, ждем следующего рейса. В некоторых городах, например, в нигерийском Лагосе безопасности ради нам просто запрещают выходить из гостиницы. Но как бы ни хотелось спать, всегда есть время на прогулку, шопинг и осмотр достопримечательностей. Я часто летаю в Маврикий, на Сейшелы, в Таиланд, вполне понятно, там в первую очередь иду на пляж. Мой любимый город — Кейптаун. Этот рейс, к слову, несмотря на то что он достаточно тяжелый — ни минуты покоя, нравится всем. Мы готовы терпеть десятичасовой перелет, потому что в Кейптауне отличнейшая природа, идеальная погода, вкуснейшие морепродукты и самая лучшая говядина. Во многих городах, кстати, у нас, бортпроводников, есть свои ритуалы. В Великобритании обязательно зайти в магазин одежды Primark — там хорошие цены и большой выбор. В Сингапуре отведать butter shrimps — это креветки в особой сладкой панировке. В Европе пробежаться по продуктовым супермаркетам, ведь многих продуктов, в том числе свинины, в Дубае не достать. Кстати, в Германии и Чехии свинину я обязательно заказываю себе на ужин.


Дубай

О коллегах


— Несмотря на то что в «Эмирейтс» число белорусских бортпроводников с каждым годом растет, соотечественников на рейсах встречаю изредка. Да и вообще, каждый рабочий день — это новые коллеги, многих из которых ты до этого ни разу не видел. Иногда команда за эти несколько часов перелета становится настолько сплоченной, что ты думаешь: летала бы только с ними. Иногда, увы, наоборот... Но настраиваешь себя: ты приземлишься, и этого человека или этих людей больше никогда можешь и не встретить. Кстати, у меня очень неплохо получается ладить с мужчинами–арабами. Все дело в том, что у них джентльменство в крови. Никогда не позволят носить огромные сумки, закрывать тяжеленные полки, если рядом. Помогут безоговорочно!


Ницца

О первом рейсе


— Моя карьера бортпроводника началась с рейса в Багдад. Город, который еще не оправился от войны. Только я не боялась. Хотя бы потому, что верю в судьбу. Больше волновалась именно потому, что это был все–таки мой первый рейс. Как примут? Ответишь ли на обязательный вопрос, который может касаться устройства самолета, вопросов безопасности или каких–то медицинских аспектов (а нас и роды учат принимать)? К счастью, старший бортпроводник оказался приятным человеком, а мне вызвалась помочь девочка–украинка. Теперь понимаю, экстраординарным тот полет не назовешь. Обычный взлет, обычная посадка, обычные пассажиры... Моя же первая ночевка была в Джакарте. Экипаж останавливался в отеле, где, по легенде, бродило привидение. Об этом рассказывали все, и именно эта тема была главной в разговорах бортпроводников во время перелета. Я живу с двумя девочками–эфиопками. Когда я сказала одной, куда лечу, та испугалась, но промолчала. Другая же просто посоветовала взять с собой Библию. Они и правда сами были напуганы. Я настолько прониклась, что в отеле спала с включенным светом и телевизором. Привидение, кстати, так и не видела...


Шри-Ланка

О профессиональных уроках


— Во–первых, работа учит терпению. Понятное дело, ты работаешь в сфере обслуживания и большинство «проделок» пассажиров просто обязана проглатывать. Но и от менталитета многое зависит. Если ты в сердцах бросишь что–то бангладешцу, он просто не поймет, о чем ты. Если летит английский лорд, то ты бровью не так поведешь — и он пойдет на тебя жаловаться... Во–вторых, смотреть на всякую проблему под разными углами. Если мы что–то в коллективе обсуждаем, то индус посоветует одно, кениец — другое, европеец — третье. И я всегда стараюсь чему–то учиться. Хотя ко многим моделям поведения мне привыкнуть невозможно ни как белоруске, ни как конкретной девушке Свете. Они неприемлемы, и точка. В–третьих, любить свою Родину, переставать относиться ко многим вещам как к должному, с трепетом ждать маминого борща или сырников, которые ты в детстве ненавидела. Говорят, хорошо там, где нас нет, но поверьте, бывает и хуже. Я видела Бангладеш... И именно в такие дни ты начинаешь ценить элементарные вещи и комфорт.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 204 (25086). Суббота, 22 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter