О пассажирах
Впрочем, вот уже два с половиной года я работаю в бизнес–классе самого вместительного в мире самолета — аэробуса А380, который одновременно может перевезти свыше 600 пассажиров. Там свои особенности. Коллектив стюардов у нас многонациональный, на каждом рейсе, как правило, работают бортпроводники, которые могут пообщаться с пассажирами на языке страны, куда летит самолет. Только, скажем, японские коллеги паникуют, когда им выпадает лететь в Токио или Осаку, для русскоговорящих девушек самый тяжелый рейс — в Москву. Ведь что такое пассажир бизнес–класса? Это, как правило, человек, который может и хочет себе позволить летать «не как все». Многие россияне по–английски не говорят, поэтому пререкаться с бортпроводниками из Кении явно не будут. Но когда они видят тебя, то не преминут хоть на время, но включить в общении сарказм на грани фола... А вот самые приятные, воспитанные и доброжелательные — это австралийцы. Они постоянно улыбаются, им не нужно ничего сверх, и требовать лишний раз принести еду или спиртное только потому, что есть такая возможность, они не станут.
Париж
Об условиях работы
— Самые тяжелые рейсы — те, которые вылетают ночью. Вот представьте, вам нужно быть в аэропорту за 2 часа до отправления, встать еще на полтора часа раньше, привести себя в порядок, а до этого умудриться немного поспать. А если в тот же день еще и приходится возвращаться обратно... Мало кто любит летать в США — дорога в одну сторону может занять свыше 15 часов. Зато турбулентность — а достаточно часто самолеты трясет в районе Индии или по пути в Австралию — наоборот, для меня не проблема. Несмотря на то что многие паникуют, могу заверить: на безопасность она не влияет никоим образом. А бортпроводники пользуются возможностью перевести дух и законно ничего не делать.
Куала-Лумпур
О возможности увидеть мир
— Работать бортпроводником в «Эмирейтс» я шла в первую очередь именно ради этого. В детстве на моем столе стоял глобус, и я постоянно его крутила, думая, где же все–таки когда–нибудь окажусь. Как правило, за границей мы остаемся на сутки, ждем следующего рейса. В некоторых городах, например, в нигерийском Лагосе безопасности ради нам просто запрещают выходить из гостиницы. Но как бы ни хотелось спать, всегда есть время на прогулку, шопинг и осмотр достопримечательностей. Я часто летаю в Маврикий, на Сейшелы, в Таиланд, вполне понятно, там в первую очередь иду на пляж. Мой любимый город — Кейптаун. Этот рейс, к слову, несмотря на то что он достаточно тяжелый — ни минуты покоя, нравится всем. Мы готовы терпеть десятичасовой перелет, потому что в Кейптауне отличнейшая природа, идеальная погода, вкуснейшие морепродукты и самая лучшая говядина. Во многих городах, кстати, у нас, бортпроводников, есть свои ритуалы. В Великобритании обязательно зайти в магазин одежды Primark — там хорошие цены и большой выбор. В Сингапуре отведать butter shrimps — это креветки в особой сладкой панировке. В Европе пробежаться по продуктовым супермаркетам, ведь многих продуктов, в том числе свинины, в Дубае не достать. Кстати, в Германии и Чехии свинину я обязательно заказываю себе на ужин.
Дубай
О коллегах
— Несмотря на то что в «Эмирейтс» число белорусских бортпроводников с каждым годом растет, соотечественников на рейсах встречаю изредка. Да и вообще, каждый рабочий день — это новые коллеги, многих из которых ты до этого ни разу не видел. Иногда команда за эти несколько часов перелета становится настолько сплоченной, что ты думаешь: летала бы только с ними. Иногда, увы, наоборот... Но настраиваешь себя: ты приземлишься, и этого человека или этих людей больше никогда можешь и не встретить. Кстати, у меня очень неплохо получается ладить с мужчинами–арабами. Все дело в том, что у них джентльменство в крови. Никогда не позволят носить огромные сумки, закрывать тяжеленные полки, если рядом. Помогут безоговорочно!
Ницца
О первом рейсе
— Моя карьера бортпроводника началась с рейса в Багдад. Город, который еще не оправился от войны. Только я не боялась. Хотя бы потому, что верю в судьбу. Больше волновалась именно потому, что это был все–таки мой первый рейс. Как примут? Ответишь ли на обязательный вопрос, который может касаться устройства самолета, вопросов безопасности или каких–то медицинских аспектов (а нас и роды учат принимать)? К счастью, старший бортпроводник оказался приятным человеком, а мне вызвалась помочь девочка–украинка. Теперь понимаю, экстраординарным тот полет не назовешь. Обычный взлет, обычная посадка, обычные пассажиры... Моя же первая ночевка была в Джакарте. Экипаж останавливался в отеле, где, по легенде, бродило привидение. Об этом рассказывали все, и именно эта тема была главной в разговорах бортпроводников во время перелета. Я живу с двумя девочками–эфиопками. Когда я сказала одной, куда лечу, та испугалась, но промолчала. Другая же просто посоветовала взять с собой Библию. Они и правда сами были напуганы. Я настолько прониклась, что в отеле спала с включенным светом и телевизором. Привидение, кстати, так и не видела...
Шри-Ланка
О профессиональных уроках
— Во–первых, работа учит терпению. Понятное дело, ты работаешь в сфере обслуживания и большинство «проделок» пассажиров просто обязана проглатывать. Но и от менталитета многое зависит. Если ты в сердцах бросишь что–то бангладешцу, он просто не поймет, о чем ты. Если летит английский лорд, то ты бровью не так поведешь — и он пойдет на тебя жаловаться... Во–вторых, смотреть на всякую проблему под разными углами. Если мы что–то в коллективе обсуждаем, то индус посоветует одно, кениец — другое, европеец — третье. И я всегда стараюсь чему–то учиться. Хотя ко многим моделям поведения мне привыкнуть невозможно ни как белоруске, ни как конкретной девушке Свете. Они неприемлемы, и точка. В–третьих, любить свою Родину, переставать относиться ко многим вещам как к должному, с трепетом ждать маминого борща или сырников, которые ты в детстве ненавидела. Говорят, хорошо там, где нас нет, но поверьте, бывает и хуже. Я видела Бангладеш... И именно в такие дни ты начинаешь ценить элементарные вещи и комфорт.
deu@sb.by
Советская Белоруссия № 204 (25086). Суббота, 22 октября 2016
Советская Белоруссия № 204 (25086). Суббота, 22 октября 2016