Как поднять торговый сервис в деревне

Будем торговать с колес

Зайдешь в иной сельский магазин и вспомнишь девяностые годы прошлого века. Скудный выбор продуктов, а то и не первой свежести, одежда, вышедшая из моды, по цене месячной зарплаты агрария или учителя. Хорошо, если деревня с нормальным транспортным сообщением, можно съездить в город, а если в дальней глубинке? Как стереть грань между сельским и городским сервисом, которая сегодня слишком очевидна?


...Место встречи жителей деревни Селитренка изменить нельзя. Трижды в неделю они собираются в ожидании автолавки возле закрытого несколько лет назад сельмага. Фургон сигналит долгим гудком уже на повороте, оповещая о своем прибытии. Эта деревня в Борисовском районе известна знаменитым земляком, автором белорусского гимна. Местный магазин как раз стоит на улице, названной в честь Михася Климковича. Когда на дворе ненастье, его открывают, чтобы можно было укрыться от ветра, дождя и стужи. Ведь машина с продуктами, случается, по разным причинам опаздывает на час–другой. А две недели назад по деревне разнеслась весть — к ним едет... магазин на колесах.

Новый поворот в торговом обслуживании сельчан не случайно появился в этом районе: в Борисове работает компания «Русавтопром», создавшая на базе пазика передвижной магазин самообслуживания. Вместе с торговыми работниками доводили до ума конструкции стеллажей и полок, размещение прилавков в салоне, электрику, выдвижные ступеньки на входе, стараясь предусмотреть все для удобства покупателей и продавца. Как правило, автолавки испытывают дефицит электроэнергии, «не тянут нагрузок», поэтому боковая дверь автобуса переоборудована под отсек с выдвижными салазками для автономного бензогенератора с топливным баком. Это обеспечит независимое электроснабжение на четверо суток. В салоне два морозильных ларя и один шкаф–купе, есть электронные весы, сейф и умывальник с горячей водой, турникет возле места продавца–кассира. Одновременно в салон могут подняться два–три покупателя.

Автомагазин проходит экспертизу у жителей 30 деревень. Самую что ни на есть предвзятую. Свой вердикт сельчане уже вынесли: «Стало культурнее». Нет нежелательного соседства селедки и колбасы, нагромождения коробок, а товара стало больше. Специалисты райпо анализируют маршруты, чтобы соблюдались графики посещения каждого населенного пункта, даже если там живет один человек, как в деревне Михайлово, что в километрах пятнадцати от Селитренки, с единственной постоянной жительницей Раисой Николаевной Тумар, для которой даже просто общение с приезжающим продавцом — настоящий заряд энергии. 150 небогатых сел — за райпо. Из 76 магазинов потребительского общества только 10 находятся в Борисове. Ветеран потребкооперации, селитренчанка Татьяна Волосач вспоминает, как однажды в закрытом нынче магазине разгрузила три тонны муки, сама развозила по деревням мебель, кирпич и все, что заказывали:

— Поеду на склад, выберу, что просят люди. Сидя, сложив руки, много ведь не наторгуешь.


Кадровая проблема — еще одна причина, по которой закрываются стационарные магазины и заменяются на передвижные. Новый торговый зал на колесах, конечно, стоит недешево: Борисовскому райпо обошелся в 112 тысяч рублей. Но если обычная автолавка наторговывает по 800 рублей в день, то автобус–магазин — до 1.200. С качеством обслуживания выручка связана напрямую: чем больше оборот, тем больше возможностей закупить разных товаров. Автолавки не в почете у сельчан: жалуются люди на скудный ассортимент. «Если автомагазин самообслуживания покажет свою эффективность, постараемся внедрить проект в других районах, — обещает председатель Минского облпотребсоюза Валерий Мариничев, — в автолавке не всегда можно все доставить — ограниченное пространство».

Именно сейчас сельская торговля готовится к большим переменам. 1 августа по распоряжению Премьер–министра создана межведомственная рабочая группа, которой до сентября было поручено проанализировать ситуацию и внести предложения: как улучшить торговлю в деревне? Документ в черновиках готов, обсуждается на местах и коснется не только потребкооперации, но и любого предпринимателя, изъявившего желание торговать на селе. В числе предложений Правительству — снижение ставок по налогу на землю, недвижимость и платы за пользование дорогами. Пустующие магазины райпо, такие как в Селитренке, бесплатно передадут предпринимателям. Под закупки дикорастущей и сельхозпродукции у населения потребкооперация, как известно, получает льготные кредиты. Преференцию планируют дополнить бюджетными ссудами на модернизацию торговых объектов и обновление парка автомагазинов. Важно, что за господдержкой сможет обратиться любой (и частник в том числе) сельский коммерсант. Для предпринимателей предусматривается упрощенная схема налогообложения, есть предложение по отмене запрета для них на торговлю алкогольными напитками. Потребкооперация обещает усовершенствовать логистику, работу по заявкам. Но главная цель — деревенский житель должен получить качественный и доступный сервис.

klimovich@sb.by

Фото Петра ПРИБОЛОВЦА

Советская Белоруссия № 168 (25050). Пятница, 2 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter