Корректны ли предприниматели в своих требованиях

Бизнес мелкий, а ответственность крупная

В середине весны штрафы для ИП могут уменьшить
Индивидуальные предприниматели снова привлекают к себе внимание. Недавно съехались из регионов, провели в столичном отеле форум, вроде даже намерены собрать митинг. Предъявляют претензии к властям и нормативным документам. Суть требований исчерпывает лозунг, который можно было и прежде видеть на подобных мероприятиях: «Cвободу частному бизнесу!» Но вполне ли корректны, честны предприниматели в этом требовании? Полагаю, что нет, и доказать это легко.

В свежем, 2016 года, рейтинге Всемирного банка Doing business Беларусь занимает 12–ю позицию среди 189 стран по показателю «Регистрация предприятий». За год мы поднялись с 39–й позиции, опередив множество стран, которые считаем развитыми. У нас надо пройти 3 процедуры, а в среднем — 4,7. Мы тратим на них 3 дня, а не 10. По простоте регистрации собственности вообще на 7–м месте!

Неплохо с международной торговлей: 25–я позиция. Хуже с доступностью подключения к электроэнергии: 89–е место. Но собравшимся в отеле «Пекин» не нужно запитывать станки — у них только лотки. Вот вопрос: почему льгот добиваются исключительно ипэшники, торгующие ширпотребом? Почему никак не удовлетворятся постоянным и вполне уважительным вниманием высоких должностных лиц Минэкономики, Госстандарта и Минторга, которые не устают разъяснять логику своих действий? Ее определяют, в частности, международные обязательства, которые наша страна приняла на евразийском пространстве. Почему продолжают добиваться льгот и уступок, как будто подчеркивая свою особую значимость?

Сдается, что они изрядно ее преувеличивают. Как на недавно открывшейся в Минске «крупнейшей республиканской ярмарке компаний Республики Беларусь» — так она без лишней скромности позиционируется. Видел действительно крупные белорусские выставки в Риге и Красноярске: автобусы и тракторы, электроника и одежда, сладости и напитки. Это размах! БелАЗ, «Амкодор», «Кристалл» — это компании! Здесь же, на двух этажах выставочного комплекса, почти исключительно ИП: Иванов, Петров, Сидоров... Из Минска, Гродно, Гомеля — только завозной ширпотреб: одежда, головные уборы, постельное и нижнее белье, косметика...

Почему–то не протестует знакомый мне фермер, формально имеющий статус индивидуального предпринимателя. Год назад он пришел в газету за помощью. У него грозились отобрать несколько десятков гектаров земли вблизи Минска, в которую он вложил немало сил и денег, много чего выращивал, удивляя урожаями и получая награды... Тогда нельзя было об этом писать: дело было в судах. Фермер отстоял свою землю! Он счастлив, и я разделяю его чувства. Вот это — бизнес, предпринимательство, дело!

Иной раз ипэшники ведут себя так, будто на них вся экономика держится. Не уступить им — рухнет. Было время, когда фундаментом всего и вся считался рабочий человек. Сейчас экономической опорой развитых стран называют устойчивый средний класс. Но нигде и никогда — у нас точно! — этой опорой не были мелкие лавочники. Никого не хочу обижать. Среди них есть бывшие инженеры, врачи, учителя... Но как иначе определить этот скромный социальный слой?


Еще цифры. Как свидетельствует статистика Министерства по налогам и сборам, доля бюджетных поступлений от индивидуальных предпринимателей не превышает 2,2 процента. Но сюда входят и те, кто выращивает овощи, кто продает на рынках копчения собственного производства, кто торгует сантехникой и стройматериалами собственного производства, с реальной добавленной стоимостью — вагонкой, паркетом, балясинами... Если отделить их от всей когорты ИП, то на долю торговцев ширпотребом в налогах — и товарообороте! — вообще останутся мизерные доли процента.

В Министерстве по налогам и сборам для редакции уточнили цифры. На 1 января 2016 года по стране работали 240 тыс. индивидуальных предпринимателей. Из них 60 процентов — плательщики налога по упрощенной системе налогообложения и подоходного. Иначе говоря, априори имеющие документы. Остальные 40 уплачивают единый налог. Именно им предоставлялось право торговать без документов. Выходит, что их около 100 тысяч. Немало, но и не настолько много, чтобы выступать от имени всех. При этом их доля в общей сумме налогов не превышает 0,7 процента...

Протестующие сами подтверждают: на рынках продолжают работать примерно 20 процентов их коллег, которые захотели и смогли получить необходимые бумаги. Если упростить, это справки, подтверждающие легальность происхождения товаров, их безопасность для нашего потребительского здоровья. Важно напомнить, что вступивший в силу Указ № 222, отмены которого требуют ипэшники, датирован... 16 мая 2014 года. Ему скоро два года! Госстандарт, Минторг, прочие инстанции и СМИ с их подачи множество раз предупреждали торговцев о новых правилах. Готовьтесь, до 1 января 2016 года торгуйте по–прежнему... То ли не верили, то ли ленились, теперь опять просят отсрочку. Как малые дети, право.


Считать некоторые из них, несомненно, умеют. Как, например, вполне состоятельная пара предпринимателей из Могилева. Следствие достоверно установило, что супруги имели «значительный» доход, но этим не удовлетворились, умышленно его занизили, представив семью малообеспеченной. Получили льготы для строительства жилья, а затем безвозмездную субсидию на строительство. Потом — финансовую помощь государства, предназначенную для погашения льготного кредита. В том числе семью утвердили в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение льготного кредита. На имя обвиняемой была открыта кредитная линия.

Что в итоге? Обвинение в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере. Их имущество арестовали, а это: три кафе, гостиница, административно–производственный корпус, две квартиры и автомототехника. Может быть, этот случай исключение, но не слишком ли показательное?


Среди протестующих нет и автоперегонщиков. Чем не предприниматели? Закупают товар далеко — пригоняют, продают. Продавали. Теперь им тоже трудно. Судачат, что авторынок умер! Торговля перемещается, как давно произошло в Германии, в автохаусы: у нас их тоже немало. Предприниматели понимают, что изменились время, конъюнктура, экономическая ситуация... Торговцы ширпотребом или не понимают, или не хотят, или не могут проявить гибкость, по определению присущую цивилизованному бизнесу. Как будто не выросли из челноков, которым кое–где уже памятники поставили.

Понимая эти трудности, государство берется помочь. «Белорусские оптовые базы будут продавать то, что нужно индивидуальным предпринимателям», — гарантирует высокопоставленный представитель Минторга. Пока оптовые базы в основном ориентированы на изделия белорусских производителей, но уже осваивают рынки ближнего и дальнего зарубежья. За год оптовики Минторга заключили более 14,5 тыс. договоров с ИП на поставку товаров, исполнили 124,5 тыс. заявок. Не без проблем, конечно. Но винить государство в безразличии к нуждам торговцев причин явно нет.

Между прочим, в Западной Европе нет вещевых рынков в нашем понимании, в соседних России и Польше они тоже стагнируют, сворачиваются. Почему у нас должно быть иначе?

Плохо, конечно, что в Смоленске, Вильнюсе и Белостоке некоторые сложнотехнические товары и ширпотреб дешевле. С одной стороны, и в Европе это нормально — пересекать Ла–Манш ради шопинга или лечить зубы в соседней стране. С другой — это сигнал: здесь и сейчас мы проигрываем. Это шанс что–то изменить и вернуть позиции. Это поле деятельности для управленческих субъектов, регуляторов нашей экономики. Но это, как говорит известный телеперсонаж, уже другая история.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 23 (24905). Суббота, 6 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter