В Гомельской области предприятия теряют миллиарды рублей на посреднических услугах

А если без посредника?

Максимально уйти от посредничества... Эта проблема, актуальная для отечественной промышленности, не однажды остро звучала на государственном уровне. Все лишние звенья в экономике предприятий должны быть сведены к минимуму. В том есть особый резон. С одной стороны, чем меньше затраты, тем легче конкурировать на рынке и прибавлять в финансовой стабильности. С другой — прозрачнее экономика и ниже риск коррупционных манипуляций. Все понимают. Но не всем пока удается следовать прописной истине.



К посредничеству тем не менее нужно относиться аккуратно. У предприятий и организаций могут быть объективные причины работать с фирмами, которые, по сути, есть не что иное, как «купи–продай». В основном это связано с импортными закупками. Скажем, прямые поставки от зарубежного завода–производителя обременены неподъемными условиями. В итоге белорусские промышленники вынуждены пользоваться возможностями перекупщиков. При таком раскладе задача обычно сводится к тому, чтобы максимально приблизиться к производителю и выйти на прямых импортеров. Есть и другие подводные камни. Иначе говоря, не тот случай, чтобы рубить сплеча.

На гомельском литейном заводе «Центролит», например, система работы по прямым поставкам складывалась годами. Основные сырьевые позиции здесь обеспечивают договоры, заключенные непосредственно с производителями. И это десятки направлений. Однако из общего ряда выпал такой сырьевой компонент, как литейный кокс. С 2013 по 2015 год предприятие приобрело 2,6 тысячи тонн продукта, потратив на это 840 тысяч долларов. Закупки проводились через Белорусскую универсальную товарную биржу, где на тот момент услуги по поставке польского кокса предоставляли посреднические структуры России и Латвии. Ими завод и воспользовался. Почему? На предприятии аргументировали:

— Зарубежные заводы–производители, в чьем продукте мы заинтересованы, не были представлены на товарной бирже. Когда попытались предложить сотрудничество напрямую, то нам выдвинули условие: только по предоплате. Тогда как посреднические фирмы давали отсрочку платежа.

В Комитете госконтроля Гомельской области с аргументами промышленников соглашаются. Однако выдвигают встречные. Заместитель начальника управления КГК Дмитрий Прикота, принимавший участие в проверке «Центролита», обращает внимание на другую сторону медали таких сделок:

ОАО «Центролит» на посреднических операциях потерял 1,4 миллиарда рублей.
Фото  Вячеслава  Коломийца.

— Финансовый анализ показал, что на тот момент предприятие имело возможность заключить прямые договоры с заводами — производителями литейного кокса, так как располагало достаточными оборотными средствами для оплаты продукции, а также для привлечения краткосрочных кредитов по более низким ставкам, нежели разница цен посредников и производителей. Уточню: стоимость сырья, предъявленная коммерческими структурами для оплаты заводу, оказалась выше цен заводов–производителей на 40 — 80 долларов (13 — 32%) за тонну продукции. При этом посредники не несли каких–либо затрат по доставке кокса на «Центролит». Транспортировку завод обеспечивал за свой счет. Такая схема закупки обернулась для предприятия дополнительными затратами в 1,4 миллиарда рублей.

После вмешательства госконтроля «Центролит» направил производителям заявки о прямых закупках литейного кокса. Возможно, на этот раз все сложится иначе. По всей видимости, иначе теперь будет строиться работа с посредниками и на предприятии «Белоруснефть–Гомельоблнефтепродукт», которое оказалось в центре затянувшихся разбирательств из–за «промежуточной» фирмы. Причем сотрудничество с ней — совершенная мелочь на фоне основной деятельности предприятия. Вот только финансовые последствия вылились в копеечку.

Оптовая фирма «М» — классический посредник, в которой всего–то 4 человека и склад, сотрудничать с нефтяниками начала в 2013 году. Ее миссия — поставка на АЗС «Гомельоблнефтепродукта» напитков для приготовления в кофемашинах и автоматах. Почему государственная компания предпочла производителям и первым импортерам мелкую оптовую структуру, работающую на перекупке товара? У предприятия есть тому объяснение:

— Прямые поставщики предлагали отдельные ингредиенты для кофемашин и автоматов: кофе, сахар, молоко, а эта фирма — готовые порции напитка. Такой вариант был наиболее приемлем.

Склад посреднической фирмы, откуда на АЗС доставлялся готовый кофейный напиток, который в реальности был представлен отдельными товарами.

Что в реальности стояло за удобным предложением, опять же по полочкам разложили работники областного Комитета госконтроля, проверившие тему питания на автозаправочных станциях. Рассказывает заместитель начальника управления КГК Ольга Соловьева:

— Если судить по первичным учетным документам, то предприятие действительно закупало у оптовой фирмы напитки для приготовления. Однако фактически на АЗС поступала совершенно другая продукция, не указанная в накладных, — отдельные товары: кофе в зернах, сахар, вода, молоко, расфасованные в тару производителей. Надо полагать, таким образом фирма пыталась сделать менее заметными оптовые надбавки, по которым реализовывала продукцию «Гомельоблнефтепродукту». Надбавки же достигали 400 процентов! Честно скажу, не припомню таких в своей практике. На сотрудничестве с госпредприятием фирма хорошо зарабатывала. По прошлому году ее рентабельность была просто баснословной для оптовиков — 27 процентов.

Материалы проверки КГК уже прошли многочисленные инстанции. Недавно Верховный Суд поставил в этом деле точку. Одинаково виновны и фирма, и предприятие. Поэтому на двух субъектов хозяйствования наложено административное взыскание: штрафы с конфискацией выручки от продажи кофейных напитков. Фирма должна выплатить около 6,4 миллиарда рублей в доход государства, предприятие — 5,2 миллиарда. Посредническая услуга действительно обошлась очень дорого.

То, что промежуточные звенья в сделках предприятий могут обернуться необъяснимо крупными потерями, не однажды доказывалось практикой. Заместитель председателя Комитета госконтроля Андрей Сущевич уверен:

— В экономике нет мелочей. Все нужно считать. Порой предприятия действуют по инерции, руководствуясь принципом «так было всегда». Или не придают значения тем или иным сделкам, считая их не столь весомыми для предприятия. Однако если взять и подсчитать, на выходе — огромные суммы, которые можно было бы вложить в развитие, обновление, новые проекты.

dralukk73@mail.ru

Фото КГК Гомельской области.

Советская Белоруссия № 174 (24804). Пятница, 11 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter