С начала года за "игры" с ценами оштрафованы 43 предприятия на 416,64 млн рублей

125 дней скидок минской торговли

Торговлю нередко называют зеркалом экономики. Если применить этот образ к Минску, то в магазинах города имеется единственный дефицит, с которым могут столкнуться покупатели, — это деньги в кошельке. Сети, торговые точки шаговой доступности, рынки, мобильные павильоны — все работает на то, чтобы доставить любой товар покупателю. Какие проблемы при этом возникают и как решаются? Об этом обозреватель «СБ» беседует с заместителем председателя Мингорисполкома Андреем ДОМОРАЦКИМ.


Андрей Владимирович Доморацкий. Фото Фото Владимира Шлапака

— Андрей Владимирович, какие особенности существуют в торговле большого города?

— Практически каждый третий рубль товарооборота страны формируется в Минске. В городе более 8.000 розничных торговых объектов. Среднемесячный товарооборот — 6,8 трлн рублей. Даже сложно представить тот объем денежных средств, который обращается в торговой сети столицы — в день продается товаров на 220 млрд рублей! Из них четверть — безналичные расчеты через терминалы с помощью платежных карточек. А главная особенность торговли Минска — компактность и транспортная доступность любого торгового объекта для всех жителей. У нас сосредоточена самая современная торговая сеть всех типов и форматов. Все новшества обкатываются именно здесь. Это развитие фирменных магазинов отечественных товаропроизводителей — их уже более 280, внедрение системы такс–фри — свыше 100 магазинов. Доставка продуктов питания на дом. Открытие специализированных комфортных магазинов, привлекающих своей атмосферой, ассортиментом и развлечениями.

— Много разговоров шло о засилье торговых сетей и исчезновении магазинчиков шаговой доступности. Какие шаги предприняты в этом направлении? Меняется ли ситуация?

— В январе, для того чтобы не потерять магазины шаговой доступности, утвердили схемы размещения существующих и проектируемых торговых объектов Минска до 2020 года. Это позволило с начала года открыть уже 100 магазинов шаговой доступности. Отныне ни один субъект хозяйствования не может принять спонтанного решения о перепрофилировании объекта либо использовании его для другого назначения. Подобные решения принимаются исключительно органами государственного управления: взвешенно, с учетом особенностей развития района и экономической составляющей объекта. При разработке схем учитывались западноевропейские тенденции в размещении объектов торговой инфраструктуры, нормы радиуса обслуживания магазинами шаговой доступности, генеральный план застройки города.

Что касается сетей, то с начала 2014 года Мингорисполком не заключает инвестиционные договоры и не выделяет земельные участки для строительства крупных торговых центров. Исключение — строящиеся новые микрорайоны. Крупные сетевые компании также рассматривают варианты открытия магазинов шаговой доступности как вариант дальнейшего направления развития. Есть положительные примеры — это магазины «Евроопт–мини», «Радзивилловский».


Фото Виталия Пивоварчика

— Что нового появляется в торговой сети Минска? Что вы могли бы назвать его визитной карточкой?

— Визитной карточкой Минска, конечно, можно назвать торговый центр «Столица». Под одной крышей размещены промтоварные и продовольственные магазины площадью от 30 до 1.105 кв. метров; киоски выносной торговли; кафе быстрого питания, рестораны, бары; предприятия бытового обслуживания, фотоателье, печатный сервис, отделения банков. Все это в самом центре города и неизменно пользуется популярностью у жителей и гостей. Еще одна важная особенность: здесь сосредоточены многочисленные фирменные магазины отечественных предприятий, что является особенно привлекательным для туристов. Все пешеходные улицы ведут к центральному атриуму торгового центра, под куполом которого регулярно проходят концерты, презентации, дегустации и другие праздничные мероприятия с привлечением популярных белорусских исполнителей, выступления оркестров, ансамблей и творческих коллективов. Так что сегодня «Столица» — это уже не просто торговый центр, но и место знакомств, встреч и свиданий.

С постепенным увеличением доходов населения растет спрос на услуги в досугово–развлекательной сфере и приходит понимание того, что шопинг вполне совместим с развлечениями. Торговые центры стали размещать на своих площадях кинотеатры, боулинги, детские развлекательные комплексы, бильярды, аттракционы, игровые автоматы. Растет число потребителей, которым выгодно покупать продукты, платить за услуги, посещать парикмахерскую в одном месте. К торговым центрам нового формата можно отнести «Замок», который расположился на одном из центральных проспектов, Победителей, и включает гипермаркет, супермаркет бытовой техники, монобрендовые магазины, кинотеатры, каток, объекты общественного питания различного формата.

В нынешнем году нам удалось на территории Верхнего города открыть пешеходную улицу с огромным количеством объектов общественного питания, бутиками, объектами мелкорозничной торговли по продаже сувенирной продукции каждые выходные. Благодаря и месту размещения, и концертным программам это тоже место притяжения и жителей города, и его гостей.

— Как Мингорисполком отслеживает ассортимент и цены в торговых организациях? Какова ситуация сейчас, когда курс рубля колеблется каждый день? Сколько предприятий и как наказаны за превышение цен и несоблюдение ассортиментных перечней?

— Мингорисполкомом ведется постоянный контроль за ценовой ситуацией на потребительском рынке города с целью недопущения необоснованного роста цен на товары. Структурные подразделения проводят мониторинг розничных цен по основным группам продовольственных и непродовольственных товаров в розничной сети и на рынках Минска. Пока выводы однозначны: цены в организациях торговли на основные группы социально значимых товаров — хлебобулочные изделия, молоко, кефир, сметана, сыр, сливочное масло — стабильны уже на протяжении 8 месяцев года. Имеются колебания розничных цен на отдельные товары, которые случаются ежегодно. Например, в связи с сезонностью, поставками товаров от разных поставщиков и импортеров, уровень цен у которых зависит от страны происхождения, сорта и вида продукции, размерного ряда. Иногда такие случаи могут расцениваться как рост цен, и вот тогда начинается создание дополнительного ажиотажа. Для примера возьмем клубнику. С 1 по 10 июня она продавалась от 45 до 70 тысяч рублей. А с 16 по 20 июня уже стоимость ягоды колебалась от 10 до 30 тысяч. Сейчас не сезон, и на рынках у физических лиц цена клубники взлетела в среднем до 150 тысяч рублей. Кто–то может сказать: это рост цен, хотя, право, это же не так. И подобных примеров много.

Ну а с теми, кто пытается шалить с ценами, разбираются контролирующие органы, которые постоянно следят за соблюдением законодательства о ценообразовании, соблюдением норм антимонопольного законодательства. С начала года нарушения ценового законодательства установлены у 43 субъектов предпринимательской деятельности, к которым применены административные взыскания на 416,64 млн рублей. Максимум нарушений сейчас фиксируем при реализации промышленных товаров в интернете. У нас все еще встречаются недобросовестные субъекты торговли, которые хотят получить максимальную сиюминутную выгоду, безосновательно завышая цены и ссылаясь на различные внешние факторы, которые непосредственно к ним отношения не имеют. Пытаемся их вразумить, в том числе и с привлечением общественного мнения. На сайте Мингорисполкома создали реестр таких продавцов, который доступен любому желающему сделать покупку в сети.

— Что делает торговля для поддержки социально уязвимых слоев населения? Какие практикуются скидки, акции, распродажи?

— Адресная социальная помощь населению Минска оказывается сегодня в более чем 250 магазинах. Работают программы по продаже товаров на льготных условиях различным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке. Это стало возможным благодаря развитию частно–государственного партнерства. В 170 магазинах пенсионерам, инвалидам и многодетным семьям в утреннее время предоставляются скидки в размере 3%. Более 19 тысяч жителей Минска, нуждающихся в социальной поддержке, имеют социальные дисконтные карты. По указанной программе универмаги города предоставляют 10–процентную скидку на непродовольственные товары. Неоценимый вклад в поддержку социально незащищенных слоев населения вносят практически все торговые предприятия города, особенно универмаги. В 2014 году реальная помощь универмагов инвалидам и многодетным семьям составила более 725 млн рублей. В нынешнем году универсальные магазины города провели 125 дней скидок, когда цена на все непродовольственные товары снижалась на 15 — 20%.

— Довольны ли вы результатами ярмарки–распродажи отечественных товаров, которая прошла не так давно? Говорят, предприятия не очень–то идут на уступки в ценах.

— Минск первым в стране опробовал такой проект, как проведение расширенных ярмарок–распродаж стоковых непродовольственных товаров. Формат оказался очень востребованным. Проведены 3 масштабные ярмарки. Более 40 тысяч покупателей приобрели товаров на 6,4 млрд рублей. Участие в каждой ярмарке приняли более 100 предприятий легкой промышленности. А уступки в цене составили от 30 до 70% не только на единичные товары прошлых коллекций, но и на сезонные изделия. Хотя действительно, при организации первой ярмарки предприятия неохотно и с опасением относились к нашей инициативе, зато на все последующие никого было не нужно заставлять приезжать.

— Много ведется разговоров о стихийных рынках. С одной стороны, это возможность крестьянину привезти продукцию и быстро ее реализовать, с другой — под этой маркой возле переходов и у метро торгует кто попало и чем попало. Причем нередко продовольствием, неизвестно откуда привезенным. Как город будет решать этот вопрос? Надо ли вводить драконовские штрафы для нарушителей с конфискацией товара? И когда будут построены мини–рынки в массовых местах?

— Сегодня фермеру, крестьянину, любому дачнику созданы все условия для продажи плодоовощной продукции собственного производства. В частности, Мингорисполком подписал соглашения с органами управления рынков о предоставлении там бесплатно торговых мест пенсионерам и инвалидам для продажи овощей и фруктов до 20 кг. Осенью дополнительно к действующим рынкам предоставлены 175 площадок под реализацию сельхозпродукции производителям и гражданам во всех районах Минска. С 19 сентября по 1 ноября в городе стартуют масштабные осенние ярмарки «выходного дня», как общегородские, так и районные. Приглашаем всех производителей сельскохозяйственной продукции. Кроме того, на территории города расположены 25 современных рынков, на 15 из них созданы все условия для реализации качественной и безопасной плодоовощной продукции, прошедшей ветеринарно–санитарную экспертизу. Мы держим в резерве для продавцов овощей и фруктов от 1,5 до 3 тысяч мест ежедневно. Ни одной жалобы в Мингорисполком на отсутствие свободных мест за 2 года такой практики не поступило. Таким образом, сегодня мини–рынки уже есть — это 175 сезонных площадок по реализации плодоовощной продукции во всех районах города с 15 сентября по 15 ноября.

Что касается несанкционированной торговли. Проблема есть. В городе наблюдается интенсивный рост неорганизованной торговли на территориях, прилегающих к рынкам, на улицах, в скверах, на остановочных комплексах. Люди продают товары, как правило, разложив их на картоне, ящиках, коробках. Это ненормально, и подобные явления будут пресекаться. Уполномоченными администраций районов, сотрудниками ИМНС за полугодие проведено более тысячи проверок по соблюдению правил продажи товаров, по результатам которых арестовано товарно–материальных ценностей на сумму 8,7 млрд рублей, взыскано штрафов на сумму 0,7 млрд рублей. Но мы используем и другие методы, в том числе сейчас прорабатывается вопрос размещения мини–рынков в местах притяжения несанкционированной торговли. Комитетом архитектуры и градостроительства разрабатываются эскизы таких объектов. Полагаю, что в следующем году такие мини–рынки появятся на улицах города, вытеснив лоточников.

— Наша газета недавно писала, как на «Комаровке» после валютного скачка торговцы переписывали ценники в большую сторону. Как городские власти отслеживают ситуацию? Применялись ли штрафные санкции?

— Как показывает проводимый мониторинг, уровень цен на мясо (свинина, говядина), мясные полуфабрикаты остается стабильным. Лично побывал на «Комаровке» в день публикации критической статьи о якобы повышении цен на мясо, овощи и фрукты. Как очевидец констатирую: никакого ажиотажа, связанного с повышением цен, не наблюдалось. На рынке налажен четкий ежедневный (2 — 3 раза в день) контроль за ценами. При этом ведется фото– и видеофиксация. На минском Комаровском рынке реализация мяса и мясных полуфабрикатов производится как фермерскими хозяйствами, хладокомбинатами, индивидуальными предпринимателями, так и физическими лицами из частных подворий. Уровень цен на мясные полуфабрикаты из свинины колеблется от 74.500 до 130.000 рублей за кг, из говядины — 75.000 — 150.000 и зависит от качественных характеристик. Покупателям рекомендую пройтись по рынку и найти более выгодное ценовое предложение. Это все–таки рынок. Можно и нужно торговаться.

— Как продвигается реализация идеи сети «Радзивилловский»?

— Сеть развивается. Под крылом КУП «Торговый центр «Радзивилловский» 26 магазинов и 5 объектов общественного питания, расположенных в различных районах города. Есть и конкретные планы по дальнейшему ее развитию. Идет реконструкция складских помещений и строительство цеха полуфабрикатов на базе ТКУП «Минский хладокомбинат № 1». После введения их в эксплуатацию первый этап создания сети будет завершен. Объединение КУП «Минский хладокомбинат № 1» и КУП «Торговый центр «Радзивилловский» позволит создать оптимальную систему закупки товаров и снизить цены в магазинах сети. Сегодня активно проводится модернизация, ремонт переданных магазинов и насыщение их товарами (на 85% — отечественного производства). Основная задача, мы это понимаем, — не расширение присутствия государства в торговле города, а повышение качества обслуживания населения, насыщение магазинов широким ассортиментом товаров по доступным ценам. Предприятие будет иметь единый стиль от фасадов до форменной одежды.

— Будет ли в Минске сеть национальной кухни?

— Сегодня практически в каждом ресторане столицы (за исключением специализированных) можно попробовать блюда белорусской кухни. Особое место в списке объектов общественного питания занимают те, которые отражают колорит и самобытность белорусской культуры. Здесь можно насладиться не только блюдами национальной кухни, но и белорусской музыкой, национальным интерьером, в духе традиций — костюмы персонала, манера обслуживания и другие элементы. Огромное внимание уделяется популяризации блюд белорусской кухни, возрождению национальных традиций, сохранению нашего наследия. Ежеквартально проводятся Недели белоруской кухни, в которых принимают участие большое количество ресторанов и объектов общественного питания различного формата: от баров до ресторанов. Суть этого мероприятия — посетителям предлагается определенный блок блюд, приготовленных по единой рецептуре, технологии и цене, не зависящих от класса и типа объекта. Это отличная возможность познакомиться с традиционными блюдами нашего народа, а ресторанам, которые специализируются на приготовлении блюд других кухонь, — попробовать приготовить традиционные блюда белорусов. Около 50 объектов специализируются на национальной кухне. Внедрение концепции «Белорусское бистро», подбор помещений для реализации пилотного проекта, к слову, уже идет, станет достойной альтернативой западному фастфуду.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 171 (24801). Вторник, 8 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter