В последние годы среди частных детсадов, а порой и школ встречаются вальдорфские

Кто растет в вальдорфском саду

В последние годы среди частных детсадов, а порой и школ встречаются вальдорфские. Звучит красиво, но большинству непонятно, чем такой садик, например, отличается от обычного. А отличий много: эта система, пожалуй, самая необычная из существующих.

Вальдорфская методика, популярная в Европе и не очень известная у нас, была создана в начале XX века – в этом году ей исполняется 95 лет. Придумал ее австрийский философ Рудольф Штайнер, который отрицал традиционное образование, считая его однобоким и упирающим совершенно не на то, что нужно и полезно ребенку. Нужно, по его мнению, воспитать веру ребенка в свои силы, полезно – беречь душу и развивать творческий подход к любому делу.


Acr822.png

В вальдорфской «избушке» – свои погремушки (и куклы)


Раннее развитие интеллекта, с которым носятся современные родители, считается в этой системе стопроцентным злом. В вальдорфских детсадах не бывает английского с 2 лет, зато в числе обязательных занятий, кроме лепки и рисования, – кулинария. Это не кулинарные курсы, где учат лепить куличики из теста и печь пиццу «для мамы», а развивающие занятия, на которых воспитательница что-то готовит, а дети – исключительно по желанию – ей помогают. Не понарошку, а по-настоящему: например режут овощи для салата. Это один из главных принципов системы: воспитание через подражание. Воспитательница в группе может вязать или что-то мастерить, а любой ребенок – подойти к ней и делать то же самое. Группы, кстати, в вальдорфских садах всегда смешанные – и 3-летки, и 6-летки проводят весь день вместе. Считается, что это полезно для социализации, потому что напоминает традиционную большую семью.

Есть и другие «странности»: например, детсадовцам могут изо дня в день в одно и то же время читать одну и ту же сказку. Объясняется это просто: дети – большие консерваторы, им важно заранее знать, что будет дальше, а неизвестность вызывает у них тревогу. Поэтому так важны режим и предсказуемость. Рисуют тоже в определенное время, причем каждому часу – свое занятие: например, красками дети всегда рисуют перед сном.

В вальдорфской школе учат не только географии, физике и биологии, но и тому, что в обычной составляет внеклассные занятия – рисованию, шитью, садоводству, скульптуре, музыке. Очень важен танец (эвритмия), через него иногда подается традиционный материал – например, математика или история. Общие предметы изучаются не по хронологии, а в зависимости от этапов развития ребенка – та же математика начинается только с 8 – 9 лет. В наших реалиях это, понятное дело, проблематично, поэтому, как правило, вальдорфские детские сады таковые лишь отчасти – там много от вальдорфской системы, однако детей все-таки готовят к обычной школе. Стопроцентно вальдорфских школ, например, в России немного. Некоторые, кстати, считают, что они подходят только гуманитариям.

У этой системы вообще много критиков – среди священников, детских психологов, педагогов. Православная церковь относится к ней резко отрицательно, обвиняя в насаждении оккультной философии. Рудольф Штайнер был основателем антропософии – мистического учения (его принципы использованы в том числе в вальдорфской педагогике), за которое его жестко критиковали еще при жизни. Педагоги часто отвергают эту систему из-за ее закрытости: человек посторонний, не погруженный в тему, работать в такой школе не сможет, будь он даже гениальным химиком или Учителем с большой буквы. К вальдорфским садам претензий меньше, однако сомнения многих психологов связаны с тем, что они представляют собой уютный мирок, где ребенок растет в атмосфере абсолютной свободы и потому менее адаптирован к переходу в традиционную школу. Аргументом против становится и позднее обучение чтению и письму, что может создавать проблемы в будущем.

Кстати

А почему вальдорфская?

Вальдорфской система Штайнера была названа потому, что первая такая школа была построена по заказу хозяина немецкой табачной фабрики «Вальдорф-Астория» Эмиля Мольта. Предназначалась она для детей фабричных рабочих.

Что есть что

Вальдорфская садовница – воспитательница в детском саду.
Вальдорфская кукла – тряпичная кукла без выраженных черт лица (только глаза и рот в виде точки). Считается, что это важно для развития воображения.
Вальдорфская игрушка – игрушки исключительно из натуральных материалов: дерева, причем часто необработанного, шерсти, шелка, хлопка. Цвета только натуральные, никакого кислотного оранжевого и ядерной фуксии. Вместо пластилина – настоящий воск и глина. Игры-ожидания – простые коллективные игры, с помощью которых дети взаимодействуют между собой. Обычно в них играют между основными занятиями – например прогулкой и чтением сказки.


Подготовила Алина Савельева.


А как у нас?

Психолог Кирилл Будкевич, создатель семейного центра «Папа может», считает: в Беларуси сегодня есть лишь подобие вальдорфской методики. Вернее, ее смесь с другими системами, когда каждый педагог прививает что–то свое. Кто–то — экологическое направление, которое основано на гуманном отношении к своему здоровью и окружающей природе. Кто–то делает упор на наше национальное, белорусское — песни, танцы, обряды. Дело в том, что реализовать систему в ее изначальной форме — сложная задача, ведь нужно соответствующее помещение для работы с детьми, максимальный акцент на натуральность. По словам Кирилла, на родине методики, в Германии, к ней особое отношение: «В средней школе нас учат, что дважды два равно четырем. В университете — алгоритмам. А при вальдорфской системе так: берем две палочки, прибавляем к ним еще две, а теперь давайте споем песенку и потанцуем. Там дети активно лепят из глины и воска, работают с деревом, много времени уделяют сказкам и постановкам. А письмо и чтение по этой методике изучается не как отдельный навык, а применительно к чему–то в жизни».

Юлия Гусаковская, руководитель продвигающего вальдорфскую методику семейного центра, перечисляет и другие преграды на пути новации в наших детских садах: «Это определенная философия, которую далеко не всегда возможно приложить к современным условиям жизни. Например, по этой методике дети должны учиться читать лишь в девять лет. Выходит, семье придется противостоять всему обществу, выдерживать косые взгляды окружающих. Или возьмем игрушки. В вальдорфском саду их немного, причем все они из естественных материалов — это шишки, каштаны, деревянные палочки. У нас это невозможно, ведь у современных малышей очень популярно «Лего»... Тем не менее Юлия не сомневается, что у методики куда больше положительных сторон, которые отлично дополняют традиционные подходы к воспитанию дошколят. Скажем, она дает возможность больше развивать логику и практически не подавляет ребенка.

Советская Белоруссия №185 (24566). Суббота, 27 сентября 2014.

pasiyak@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter