Европейское правительство расписывается в собственном бессилии?

Брюссель. Шок и трепет

«То, чего мы так боялись, — случилось». Эти слова произнес премьер–министр Бельгии сразу же после серии брюссельских терактов с плохо скрываемым ужасом на лице и в голосе. Десятки погибших, еще больше раненых. Настоящая бойня в самом центре столицы. Кадры в новостях, напоминающие фантазии из нереального боевика... Немыслимо, но это действительно случилось. И не в первый раз. После Парижа никто не чувствует себя в безопасности, и автор этих строк на собственном опыте испытала, что значит садиться в парижский поезд и с ужасом оглядываться по сторонам — где тут очередной джихадист с бомбой на поясе? Уже тогда, после январских и ноябрьских атак террористов в столице Франции стало ясно, что последуют и новые теракты. 

  

...Собственно, очевидная угроза уже витала в воздухе после недавнего ареста в Брюсселе «террориста номер один в Европе» Салаха Абдеслама. Поимка главного организатора парижских терактов 13 ноября 2015 года оставила тревожное чувство. Оказывается, все эти месяцы он преспокойно проживал в бельгийской столице. Оказывается, в брюссельском районе Моленбек у него было очень много друзей и единомышленников, которые дали ему новый кров и новое оружие.

И как мы видели в телерепортажах, полицейские могли передвигаться по этому району только с помощью собак, отбиваясь от атак гневных жителей, которые считают Моленбек собственной территорией, неподконтрольной местным властям. Наблюдая, как женщина в хиджабе с характерной внешностью чуть ли не избивает спецназовца своей сумкой, подумалось, что этот штурм всего лишь поцарапал корку образовавшегося гнойника...

Но никак не вскрыл и не устранил сам гнойник — реакция «моленбекской улицы» на поимку террористического главаря тому яркое подтверждение. И не представители ли этой самой «улицы» отправились вчера с бомбами на поясе в брюссельские аэропорт и метро? СМИ проводят такую параллель, считая все произошедшее местью исламистов за поимку главаря парижских террористов. Группировка «Исламское государство» уже взяла на себя ответственность за серию взрывов в Брюсселе.




 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БЕЗ ОТВЕТОВ 

Сегодня звучит очень много неприятных вопросов в адрес брюссельских спецслужб. Ну как можно было не отследить, не предупредить организованную атаку на столицу? Ведь вроде не самое бедное государство в мире, наоборот, самое богатое, так что недостатка в современных средствах слежения, начиная от айфонов и заканчивая спутником, не должно быть.

Да, собственно, вся информация об атаках уже лежала на поверхности. 2 марта спецслужбы Италии в докладе парламенту страны предупредили об опасности повторения парижских терактов в Европе. По их данным, террористы могли попытаться совершить их по той же схеме, что и 13 ноября во французской столице. Сотрудники силовых ведомств прямо указали на опасность проникновения террористов из балканских стран, через которые пролегает маршрут беженцев в Европу.

Еще несколькими днями ранее директор Европола Роб Уэйнрайт заявил о крупнейшей террористической угрозе для Европы за последние 10 лет. По его данным, из тренировочных лагерей в различные страны Европы вернулись около 5 тысяч джихадистов. После этого, сказал глава Европола, ИГ или любая другая террористическая группировка могут предпринять наступление в Европе с целью спровоцировать большое число жертв среди мирного населения. По данным директора Европола, некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев, используя поддельные документы.

У кого–то еще остаются вопросы, почему, имея всю эту информацию, европейское правительство расписывается в собственном бессилии? «То, чего мы так боялись, — случилось». Это означает, что знаем, дрожим от страха, но ничего сделать не можем. Почему?



 ИМЯ ИМ ЛЕГИОН 

Потому что теракты совершают люди, которые живут в Европе. Люди с европейскими паспортами, но присягнувшие на верность ИГ, — это те, кто уже успел повоевать в Сирии и вернулся назад, в Европу. Или, что еще страшнее, — сочувствующие идеям джихадизма в душе. Таких сегодня в Европе миллионы, и они поддерживают террористов не только на бытовом уровне, но и на политическом, голосуя за ту политику, которая и привела сегодня к террору в центре Европы.

Не они ли рукоплескали недавно Ангеле Меркель, которая даже после провальных для себя местных выборов, на которых избиратели ясно выступили против приема мигрантов, заявила: «Мы не будем от этого отказываться». Вся Европа является сегодня заложницей политиков, которые не желают отказаться от своей же собственной ошибочной политики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что спецслужбы не смогли предотвратить серию кровопролития на улицах Брюсселя. Гораздо больше времени, чем будет нужно для ареста всех преступников, понадобится для решения таких проблем, как неспособность справиться с радикальными мечетями, доступность оружия и поддельных документов, слабый контроль над некоторыми этническими группами и даже страх перед их растущим влиянием.

Спецслужбы — это всего лишь инструмент. Механизм. Но в этот механизм, говоря современным сленгом, должна быть «загружена программа», в основе которой заложена идеология противодействия терроризму. Чтобы бороться с врагом, его надо определить, назвать по имени. Да, это не какие–то абстрактные террористы. Это европейские террористы, выросшие под защитой европейских ценностей, но ни на йоту не считающие эти ценности своими.

Нынешний поток мигрантов из мест, где «Исламское государство» ведет войну, лишь подпитывает радикальные настроения. Потому что многие беженцы воевали в той войне. Их миллионы. И они сейчас вливаются в ряды «моленбекской улицы», которая только что дала свой издевательский ответ на поимку главаря парижских террористов Салаха Абдеслама.


 КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛЬНЫЙ ОТВЕТ ТЕРРОРИСТАМ? 

У Европы сегодня много проблем и нерешенных задач. Они сегодня очевидны.

Первое — это миграционная проблема. Ее нельзя решить, размахивая фиговым листком турецких соглашений.

Второе — обновление политической элиты. Очевидно, что те политики, которые довели Европу до такого уровня миграционного кризиса, уже не смогут измениться сами и изменить свою политику.

Третье, и самое главное, — изменение риторики. То есть надо честно говорить: — Евросоюз не может принять всех, тем более что многие беженцы участвовали в боевых действиях, и не исключено, что на стороне «Исламского государства». Европа не может, как блендером, смешать всех — желтых, черных, зеленых, — потому что у них другая культура, обычаи, ценности.

Как определить эти ценности? Очень просто. Когда–то в европейских странах существовала очень хорошая практика проведения тестов на знание истории, культуры, языка. Об этом успешно забыли, когда целые кварталы говорят только на своем языке и чтят только свою культуру. Но такое не может продолжаться вечно, если Европа желает оставаться Европой. А в последнее время — если просто желает оставаться живой.

Собственно, этот вывод делают прямо сейчас в прямом эфире сами европейцы — очевидцы, которых опрашивают журналисты на месте происшествия и просто рядовые граждане на улицах Брюсселя. Запомнились слова одного брюссельца: «Европа уже никогда не будет оставаться такой...» Какой она станет после потрясших всех терактов, которые уже названы настоящей войной, зависит от всех европейцев. От того, какие они извлекут уроки из этих страшных событий...



Шутки в сторону


На фоне трагедии в Брюсселе особо глупо выглядят шутки пассажиров минского аэропорта, которые, вероятно, доведут их до тюрьмы. 13 марта 28–летний россиянин сообщил инспектору службы досмотра о том, что у него в кармане бомба. При проверке выяснилось, что взрывного устройства нет. А 19 марта 35–летний минчанин на контрольно–пропускном пункте аэропорта сказал инспектору военизированной охраны о взрывном устройстве в ручной клади. При досмотре у него тоже ничего не нашли. В отношении обоих возбуждены уголовные дела: «Заведомо ложное сообщение об опасности» — до 5 лет лишения свободы. Некоторые граждане скептически относятся к мерам безопасности и на вопросы сотрудников службы досмотра могут сказать что–то в шутку, не осознавая ответственности. Но к правилам досмотра стоит относиться серьезно. Тем более что после событий в Брюсселе в наших аэропортах усилен предполетный досмотр пассажиров, их багажа и ручной клади.

НА КОНТРОЛЕ

На фоне терактов в Брюсселе в Беларуси усилены меры пограничного контроля. Особое внимание будет уделяться тем, кто въезжает в нашу страну.

romanova@sb.by

Фото: Рейтер

Советская Белоруссия № 53 (24935). Среда, 23 марта 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter