Обзор книг "Ад шчырага сэрца. Падарунак любай маме" и Виктора Пелевина "Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами"

От семьи до космоса

Ад шчырага сэрца. Падарунак любай маме. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2016.

Iдэя выдаўцоў — сабраць у адзiн том расповеды пра мацi вядомых людзей, ад Рафаэля i Моцарта да сучасных беларускiх пiсьменнiкаў, так што мазаiка атрымлiваецца нечаканая: Анарэ дэ Бальзак, Аркадзь Куляшоў, Леў Талстой, Янка Брыль, Леанарда да Вiнчы, Мiкола Мятлiцкi... Што ж, у гэтым свая «фiшка». Думаю, многiх уразяць успамiны пра тое, што адбывалася з мацi Янкi Купалы Бянiгнай Iванаўнай у акупаваным Мiнску, цi расповед пра мацi Максiма Багдановiча з вуснаў яе мужа. Вы прачытаеце, што мацi Моцарта Анна–Марыя Пертль вылучалася незвычайнай прыгажосцю i рахманасцю i ездзiла з сынам у якасцi «менеджэра», мацi Гётэ расказвала яму казкi, якiя сачыняла сама, мацi Вальтэра Скота спявала цудоўныя шатландскiя балады... Тэксты, прысвечаныя матулям, суправаджаюцца рэпрадукцыямi i фотаздымкамi, усё на якаснай паперы, у стыльным афармленнi. Сапраўды цудоўны падарунак мацi!


Виктор Пелевин. Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами. Москва, издательство «Э», 2016.

«– I`ll be back, — сказал он Дзержинскому на стене и вышел из кабинета».

Пелевин возвращается с регулярностью Терминатора.

Не корысти ради, но волею подписанного контракта.

Скорее всего, автор посидел бы годик в покое и созерцании, не выдавливая из себя очередной текст, но нет — нужно. Иногда кажется, что вместо Пелевина его последние опусы делает специальная программа.

Именно что «делает». После того как предыдущий роман «Смотритель» был раскритикован за занудство и удаление от канонических «Омон Ра» и «Generation Пи», механизм подкорректировали. В четырнадцатом романе Пелевина возвращаются все его прежние находки. Ключевое слово — «все». То есть получилась окрошка из блестящих обрывков и путаных конспирологических рассуждений, в кастрюльке новостной ленты с приправой мемов. Взгляды автора также хаотичны и взаимоисключающи: а попробуйте не оттолкнуть либерально настроенных поклонников и одновременно не наступить на мозоль официальной идеологии, что достигается приемом «то ли автор стебется, то ли нет». Итак, четыре романа в одном о судьбе семьи Можайских. Пожалуй, читабельней всего вторая часть. К спившемуся поручику Маркелу Можайскому являются посланцы из будущего во главе с чекистом Капустиным. Оказывается, есть некое Всевидящее Око, которое, впрочем, можно обхитрить. По закону Ока избранным народом является первый вышедший в космос. Но первенство Гагарина хитро опровергли американцы. А поскольку за каждой расой человечества стоит нечеловеческая раса–опекун, спор вышел на космический уровень. Дабы выиграть суд Ока, Капустин с товарищами явился в прошлое — отправить в полет поручика Маркела. Однако раса покровителей американцев, лесбиянский самоклонирующийся рептилоид, против... Потомок же Маркела Кримпай — наш современник, гей–финансист, одержимый образом Золотого Жука из рассказа Эдгара По. Он работает на Капустина и, объевшись таблеточек, общается с нечеловеческими расами и Оком... Впрочем, на грибочках у Пелевина традиционно сидят все. И масоны кругом. «Ах, вам скучно было? Взбодрю...» — злился автор, внимательно изучая Фейсбук, чтобы выдернуть еще одну актуалию. Увы, кое–какие вещи, вроде культовых романов, остаются неповторимыми.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия № 198 (25080). Пятница, 14 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter