Мирский замок приобрел уникальную коллекцию семейных портретов Радзивиллов на собственные деньги

Загляни в их семейный альбом

Мирский замок приобрел уникальную коллекцию семейных портретов Радзивиллов
Сенсация в музейной жизни Беларуси: замковый комплекс «Мир» приобрел оригинальные портреты князей Радзивиллов XVIII и XIX веков. Те, кто бывал на выставках в Мирском замке в 2014 году, имели возможность познакомиться с этими раритетами: тогда картины, принадлежащие князю Константину Гогенлоэ–Шиллингсфюрсту, приезжали к нам в гости. Именно в тот момент у руководства музея зародилось желание пополнить уникальной коллекцией свои фонды.

Во время туристического сезона замок посещают до 60 групп в день.

Переговоры с проживающим в Германии князем Константином — непрямым потомком Радзивиллов — длились 17 месяцев, рассказала директор замкового комплекса «Мир» Ольга Попко:

— За все годы независимости Беларуси не было ни одного случая, когда музей непосредственно у владельца покупал бы целую коллекцию портретов. Случай первый, и единственное, что помогло сделать это приобретение, оформить его с документальной точки зрения на нашей территории, — то, что коллекция находилась 2 года у нас на выставке. Дело в том, что существуют различные правила, которые не позволяют нам купить то, что находится вне границ страны. Даже имея на счету музея нужную сумму, я не могу поехать и приобрести какое–то произведение на зарубежном аукционе, поскольку существует комиссия Министерства культуры, которая должна дать добро на эту покупку: примерно 10 человек, которые теоретически должны попасть на тот же аукцион, все посмотреть и одобрить. Сейчас, честно скажу, я вижу, где в этом механизме нужно изменить некоторые детали, потому что иначе мы упускаем ценные экспонаты. Если бы работали с владельцами или аукционами напрямую, то покупать могли бы дешевле, оперативнее и больше. А с другой стороны, комиссия, созданная Министерством культуры, — это очень хорошо. Ну представьте себе: колоссальная покупка, и, конечно, необходимо выслушать разные мнения относительно ее целесообразности. Кстати сказать, нашу коллекцию комиссия очень хвалила.

Портрет жены Николая Радзивилла Сиротки нуждается в реставрации.

Доля первопроходцев всегда нелегка: договориться с владельцем, отработать механизм взаимодействия с родным Минкультуры и министерством культуры Германии (которое также должно было благословить сделку), с таможней, застраховать, доставить, оформить... К слову, сенсационно и то, что коллекцию музей приобрел на собственные деньги! Заработанные благодаря постоянному туристическому потоку: в летний сезон по Мирскому замку в день проходит до 60 групп, в том числе множество иностранных, экскурсоводы буквально сбиваются с ног, проводя экскурсии на разных языках.

— Мы зарабатываем за один летний месяц больше, чем стоит эта коллекция, — с гордостью говорит Ольга Попко. Сумму сделки в музее не называют, но дают понять, что она велика.

Директор замкового комплекса «Мир» Ольга Попко.

15 из купленных полотен относятся к XIX веку и 3 — к XVIII веку. В основном они составляют пару муж — жена. Например, на двух роскошных ростовых портретах изображены князь Михаил Казимир Рыбонька и его вторая супруга Анна Людвика. Картины являются, так сказать, оригинальными копиями: портретный зал для аристократов того времени был чем–то вроде семейного фотоальбома; множество отпрысков Радзивиллов расселялись по разным усадьбам и имениям, и каждый желал иметь у себя не только изображения мамы с папой, но и образы выдающихся предков, деяниями которых можно похвастать перед родовитыми гостями. Работа по установлению личностей живописцев, создававших и копии, и сами портреты, уже начата: у Ольги Попко есть на сей счет гипотеза, но, как и всякое даже самое убедительное предположение, она требует проверки и выявления достоверных исторических фактов.

3 картины нуждаются в восстановлении, в настоящее время они находятся в музейном хранилище под присмотром художника–реставратора Натальи Отцецкой. Нам удается взглянуть на единственную в коллекции работу, на которой имеется подпись художника: портрет Эльжбеты Ефимии Вишневецкой, жены Николая Христофора Радзивилла Сиротки, написан Винцентом Слендзинским.

Портретный зал для аристократов был заменой семейного фотоальбома.

Оценку состояния портрета на сегодняшний день дает Наталья Отцецкая:

— Налицо разрушение красочного слоя, осыпи, кракелюр, поэтому картина временно не экспонируется. Может храниться только в горизонтальном положении (в вертикальном — краска начнет осыпаться). Должен соблюдаться температурно–влажностный режим, необходимый для хранения предметов живописи.

Сейчас в Мире ждут, когда экспертное заключение даст реставрационный центр имени Гудинаса, который находится в Литве, к работам по спасению теперь уже нашего национального достояния предполагается привлечь специалистов–реставраторов Национального художественного музея. И в очередной раз в Мирском замке не собираются ждать милостей от бюджета: дорогостоящие реставрационные работы будут вестись на собственные средства замкового комплекса. И о будущих пополнениях фонда и замковых залов здесь уже задумываются — у князя Константина Гогенлоэ в собственности имеются предметы, интересные нашим музейщикам и имеющие самое прямое отношение к роду Радзивиллов.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 191 (25073). Среда, 5 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter