Эссе драматурга Георгия Марчука о режиссере Николае Котове

Николай Котов


Мы завершаем публикацию новой серии эссе лауреата Государственной премии Белоруссии, писателя, драматурга Георгия Марчука.

В режиссуре есть свои направления — это режиссер драматического театра, режиссер оперного театра, музыкального, режиссер кукольного театра, цирка. Расскажу о редкой профессии режиссера массовых театральных форм, традиционной культуры, обрядов народных и праздников.

Собственно, от этих начал и родилась режиссура. Ведь когда–то ксендзы и священники были первыми режиссерами. Ведь и крестный ход требует режиссуры, так же как праздники Пасха, Иван Купала, старый Новый год. Таким режиссером, достаточно известным в Беларуси, который владеет навыками балетмейстера, фольклориста, массовика–затейника, является Николай Кононович Котов. Если вам доводилось в дни народных гуляний на праздниках в Минске, Гомеле, Столине, Речице, а также в Германии, США, Польше видеть разудалых танцоров, солистов и заводилу с бубном в руках и белорусской «вышиванке» — не сомневайтесь, вы в компании Н.Котова. Это он вовлекает зрителей в стихию народного танца, песни, игры, забавы. И тебе самому невольно хочется танцевать и подпевать артистам. Эта любовь к народной песенной и танцевальной культуре у него из детства. Отец погиб в Великую Отечественную войну — сын нашел его могилу: она оказалась под Барановичами.


Он был всегда рядом с мамой, которая брала его на вечерки. Было время нелегкое, но созидательное. Люди тянулись к искусству. Надо было учиться жить самостоятельно, и Николай, увлеченный романтикой созидания, махнул на целину, выучился на механизатора.

— Когда научился так лихо танцевать? — спрашиваю.

— На целине. Что такое море пшеницы, ты не представляешь. Захотелось на эту тему поставить танец.

Не смог без родины. Вернулся. Выучился на балетмейстера. Вскоре пригласили в древний Туров. Именно танцевально–фольклорная культура Полесья стала основой и любовью его самобытного творчества. Был создан ансамбль «Припять». И не один. Им были созданы народные коллективы в Столине, деревне Ремель, в Речице. Котов находит таланты народные и организует их в творческий коллектив. Уже переехав в Минск и участвуя в работе фольклорной лаборатории при Белорусском государственном университете, он сотрудничает с ансамблем «Свята», с Национальным академическим хором им. Г.Цитовича. К нему за песнями приезжали и В.Мулявин, и И.Лученок, и сам Г.Цитович.

Он возродил проведение праздника «Свадьба» в народном стиле. Натура неугомонная. Уговорил руководство телевидения и начал снимать передачу «Спявай, душа». Встречаю как–то его музыканта.

— Где Николай? — спрашиваю.

Грустно отвечает:

— Горе. Николай в больнице. Дорожная авария.

Подумалось — кончена карьера. На костылях танцевать не будешь.

Был у меня юбилей. Праздновали скромно, в музее белорусской литературы. И каково же было наше удивление и радость, когда неожиданно появился Котов с друзьями. Жажда жизни, сила духа и воля Божия тоже сделали свое дело. Танцевал он по–прежнему азартно и лихо, а в финале — шпагат. И это в семьдесят лет–то? Поразительно.

Аплодировали ему наши белорусы и в США. Был случай. Возвращался Котов из Америки. В аэропорту Варшавы его цепкий взгляд выхватил бандюг. Они выслеживали приехавших и выбирали жертв, чтобы по дороге ограбить. Но и полешук не лыком шит. Сел в такси. Бандиты на машине рядом. И тут Николай дает триста долларов водителю и говорит: «Гони до Бреста». А чаще вспоминает хорошие моменты. Выступает на ВДНХ. Все деньги потратили на сувениры. Котов организует в деревне под Смоленском импровизированный концерт. И деликатно намекает на отсутствие харчей. И сало, и хлеб, и молоко — угостили их благодарные зрители так, что и дома еще доедали. В 2001 году Николаю Кононовичу Котову присвоили звание «Почетный гражданин города Турова». Очень он этим гордится. Нашел себя, пропадает в командировках, собирает материалы поколения, которое еще помнит народные традиции. И вдруг несчастье. Долгое лечение в диспансере. Болезнь легких. Поразительная сила воли. Он одолевает болезнь. Снова в строю. Создает ансамбль «Матулiна хата», пишет слова, композитор сочиняет музыку и прославленный коллектив «Беседа» включает песню Н.Котова в свой репертуар. Откуда оптимизм?

— Не переношу одиночества. Для меня лучшее лекарство, когда слушаю гармонь. Народ, кажется, обеспокоен вечными проблемами и сложностью быта, но душа поет. Терпеть не могу эгоизма, замкнутости. Мало улыбок.

— Век иной, — говорю ему, — бубен, гармоник, частушка не вчерашний ли это день?

Отвечает:

— Раскочегарим. Люди тянутся к общению. А народная музыка, песня — это же живое, естественное для нас.

Так что если на одной из улиц столицы в дни праздника вы встретите в национальных костюмах ансамбль певцов и танцоров, возможно, это ансамбль Н.Котова. Он для потехи и козу живую включает в действо. Гуляй, народ, веселись! Всегда улыбающийся встречному человек с бубном Николай Кононович и вас приглашает тряхнуть стариной в стихию народного танца, потому как он «шчыры беларус» и любит беззаветно свою родину.

Р.S. 30 декабря звоню Николаю с поздравлениями:

— Привет! Встречаешь в кругу близких?

В ответ слышу:

— И без меня вcтретят. Живу один. Вот только что вернулся с улицы. Немного отдохну — и снова в обход. Надену костюм Деда Мороза — и вперед от подъезда к подъезду своего дома в Сухарево с новогодними поздравлениями. Как благодарны соседи, ты не представляешь.

И в этом весь Котов. 

Перевод с белорусского Ирины Кочетковой.

Советская Белоруссия № 26 (24908). Четверг, 11 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter