В Театре-студии киноактера прошла премьера "Две стрелы"

Найти стрелочника

Талантливый и продуктивный режиссер Олег Киреев, по моим субъективным ощущениям, уверенно работает в столь популярной сегодня эстетике поп–фрейдизма. Это некий сумрачный коктейль из произвольно надерганных идей из творчества основоположника психоанализа, придающий театральному спектаклю некий символический и даже сюрреалистический оттенок.

В пользу выбранного направления говорят постановки Киреева «Мастер и Маргарита» и «Кто смеется последним?». Еще одно подтверждение — новая премьера «Две стрелы» по сценарию Александра Володина, поставленная в Театре–студии киноактера.

Вещь эта многим зрителям наверняка хорошо знакома по блестящему фильму Аллы Суриковой с золотым составом актеров советского кино: Джигарханян, Гундарева, Ярмольник, Шакуров, Садальский, Караченцов.

В нашем Театре–студии киноактера тоже любят живую, понятную, зрительскую драматургию. Не скажу приземленную, нет. Но сюжетную. Чтобы было понятно, кто кому родственник и кто кого любит. Тут с успехом идут, например, спектакли «Безымянная звезда» — хотя, казалось бы, ну кто еще не видел одноименный фильм? И «Средство Макропулоса» (по этой пьесе Карела Чапека режиссер Евгений Гинзбург в советские времена снял мюзикл «Рецепт ее молодости» с Людмилой Гурченко). И теперь вот в полку сюжетных спектаклей без экспериментов и мистификаций прибавилась постановка «Две стрелы».

Актеры тут имеют хороший look — щеголяют в кожаных одеждах и с радикальными прическами. Дело же происходит в каменном веке, поэтому художникам спектакля есть где разгуляться и к чему применить профессиональную фантазию. Кроме того, присутствует здесь и обычный лук со стрелами, который, как и чеховское ружье, выстрелит вовремя.

Снова царствуют у Киреева Ее величество История и хорошая актерская игра. Великолепен Ушастый в исполнении молодого дарования Антона Жукова, недавно блеснувшего и в независимом театральном проекте — постановке социальной драмы «Опиум».

У этого Ушастого налицо эдипов комплекс и прочие фрейдистские причиндалы. Роскошен Александр Кашперов в роли Главы рода. Тут он воплощает мистическую фигуру Отца. И на этого героя медленно наползает тень уже другого философа, любимого автора моего армейского друга Вератилы — Жака Мари Эмиля Лакана. Он без его книжки «Имена–Отца» в кармане в магазин не выходит.

Неожиданно эксцентрична красавица труппы Ольга Сизова. Ее даже не сразу узнаешь в роли Вдовы. Браво! Вообще, видно невооруженным глазом, что актеры получают удовольствие от драматургии Александра Володина, урожденного Александра Моисеевича Лифшица, появившегося на свет, кстати, не где–нибудь, а у нас в Минске в 1919 году. Как и поэта Мицкевича, как и композитора Монюшко, мы с легкостью отдали Володина другой стране, вместо того чтобы догадаться учредить фестиваль его имени или хотя бы неустанно напоминать, что по рождению он минчанин.

Актеры Театра–студии киноактера искренне балдеют от внятного сюжета с детективной интригой, выпукло прописанных характеров. Может быть, слишком затянуто громыхающее начало. Пластика Вячеслава Иноземцева немного выпирает из этого спектакля. Выпускники Владимира Мищанчука, коих в труппе Театра–студии киноактера есть в достаточном количестве, сливаются тут в общий запоминающийся хор.

Сама тема постановки типична в целом для творчества Володина — человек и общество. Лейтмотив сквозной, он звучит и в «Фабричной девчонке», и в «Осеннем марафоне», и в сценариях к картинам «Дочки–матери», «Назначение», «Слезы капали»... В «Двух стрелах» задумали свергнуть Главу рода и для этого разыграли целый криминальный спектакль. Убили соплеменника чужими стрелами, внесли смуту в ряды, а стрелки захотели перевести на беднягу Ушастого. Все бы ничего, но вот само племя, кажется, только и ждало того момента, чтобы по сигналу начать раскачивать лодку.

В общем, как говорит мой верный армейский друг, выливая в очередной раз ковш воды на каменку в своей роскошной бане: «Берегите уши».

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 102 (24984). Среда, 1 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter