Как увлечь ребенка чтением в мире компьютерных технологий

Колыбель для читателя

Все удручающие прогнозы о будущем книги упираются в одно: читателя надо воспитывать. Если не с пеленок, то как можно раньше. Во время недавней Минской книжной выставки-ярмарки в Научной библиотеке БНТУ прошел «круглый стол» «Как увлечь ребенка чтением в мире компьютерных технологий» с участием представителей Российского книжного союза и белорусских писателей, издателей, библиотекарей. Модераторами были известные детские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Думается, многое из того, что там прозвучало, заставит высказаться и вас, дорогие читатели.




Борис Пастернак, генеральный директор издательства «Время»: Наше издательство всегда ориентировалось на взрослую художественную литературу. А потом мы стали замечать, что сегменты рынка как–то скукоживаются, за исключением одного — детской литературы. Вначале казалось, это случайность, потом мы поняли, что если и стоит чем сегодня на книжном рынке заниматься, так это детскими книжками. Этот сектор по тиражам не падает, в то время как по другим за 2014 год падение — на 14 процентов. А есть сегменты, которые еще больше упали, например, дамские романы и все, что в мягкой обложке. Тиражи книг для младшего возраста — ярких, в твердом переплете — растут. Интересно, эта тенденция надолго ли? Или ее перешибет цифровая книга?

Андрей Сметанин, писатель: Взрослые подвержены волновому интересу. Наелись женских романов — пошел откат. А для детей все всегда новое. Книги для них всегда будут покупать на бумаге. Для ребенка важна книга как предмет — чтобы ее можно было потрогать. А как сделать, чтобы он ее полюбил? В Америке установили, что те дети становятся читающими, кому в детстве читали вслух. Чтобы ребенок получал удовольствие от чтения, его нужно вовлечь в какую–то игру. Мы, например, придумали организовать в школе «Книжный патруль». Его участники словно бы спасают будущее, которое будет печальным, если люди отучатся читать.

Серегеенко-Ольга 500 (2).jpgОльга Сергеенко, преподаватель и разработчик курсов «Интеллект» для детей: Сегодняшние дети изменились. По данным прошлого года, 35 процентов учеников седьмого класса читают со скоростью всего 55 — 60 слов в минуту. Согласитесь, это катастрофа. Чтобы прочитать средних размеров параграф, нужно потратить около двух часов. К тому же ребенок с первого раза не поймет, что читает, приходится перечитывать. 45 процентов абитуриентов училищ читают со скоростью 85 слов в минуту. То есть на газету из шести полос понадобится 8 часов. Почему ребенок не понимает текста? Потому что читает с ошибками и не сосредоточивается на смысле. Но не по своей невнимательности. Если поле зрения маленькое, строчка разбивается на большое количество кусочков, и на их стыках появятся ошибки и у детей, и у взрослых. Чтобы это преодолеть, есть специальные методики. А еще среди детей часто встречаются дислексики. Они мыслят образами, трехмерно, их мыслительные процессы протекают быстрее, чем у других. Они не могут привязать слово «кот» к трем значкам. Чтение для них — мука. Такие дети не понимают, о чем читают. Учитель думает, что ребенок просто тупит. А дислексиками были Леонардо да Винчи, Эйнштейн, Ньютон, Уолт Дисней, Рокфеллер. Для таких детей есть специальная методика Рональда Дэвиса, по которой в Америке работают целые школы.

Алена Масла, писатель: Как сказал мой отец, учитель со стажем, теперешняя школьная программа воспитывает неуверенных в себе людей, ведь там нет времени на закрепление знаний. Школьник чувствует себя глупым, потому что не справляется. В будущем такими, наверное, станет легко манипулировать. Впрочем, если говорить о том, что дети плохо читают, то в каком незавидном положении оказалась белорусская книга, поскольку тут еще и языковой барьер! Но мы все можем и должны что–то делать. Например, я не раз участвовала в акции журналов «Вясёлка» и «Бярозка» «Чытаем разам, чытаем па–беларуску» — ездили по школам, библиотекам. Лично у меня сейчас три проекта. «Мiлашоўска–Мiлашаўскiя чытаннi» в моей родной деревне Милошево, в которой жили родственники нобелевского лауреата Чеслава Милоша, «Лiтаратурная Масленiца» и арт–студия «Казка» с Купаловским музеем.

Людмила Рублевская, писатель: С одной стороны, мы рассуждаем, что дети утратили способность к быстрому чтению. С другой стороны, жалуемся, что взрослые утратили навык медленного чтения. Скользим глазами, как по новостным лентам. Более того, такая особенность восприятия влияет уже на литературу, которая перенимает клиповый стиль блогов. И мне кажется, это две стороны одной проблемы. Чтение — только инструмент. Основной порок уроков литературы — они дают информацию, а должна быть эмпатия, способность к сопереживанию, воспитание чувств. Ребенок хочет захватывающую историю. Сколько пытались использовать интерес детей к компьютерным играм, издавали по их мотивам книги... Но их не читали. А пришла Джоан Роулинг — и дети стали читать. Почему? Потому что это все та же классическая история, как о Золушке... И если ребенок захочет узнать, что будет дальше, он возьмет и прочитает книгу.

Татьяна Цуканова, координатор программы «Кнiгi — дзеткам»: Наш проект — это библиотека детских книг для электронных приспособлений, в которой произведения на двух языках — белорусском и английском. Это часть международного проекта Kinderbook. Сегодня существуют «книжные полки» во многих странах, книгу, появляющуюся на одной из них, на других сразу переводят на язык своей страны. Сказки профессионально озвучены и качественно проиллюстрированы. Мы хотим популяризовать детские книги на белорусском языке. Они пока доступны только на айпадах, сейчас разрабатывается программа для андроида. Мы существуем год, на данный момент у нас всего 15 книг. Зато читатели со всего мира — из США, Канады, России, Украины, Новой Зеландии, Австралии, Таиланда.

Ирина Тузина, директор компании «Коллекция приключений»: Вот уже шесть лет на каникулах проводим оздоровительную программу для детей с 8 до 16 лет. И убедились, что чтение — хороший инструмент, чтобы общаться с детьми. Начали экспериментировать, устроили для 13 — 16–летних вечерние чтения — при свечах. И все десять дней, пока длилась программа, все на них собирались. А для ребят в возрасте от 8 до 10 чтение книги мы превращаем в квест. Если в сказке рассказывается, что пропал волшебный снег, то днем надо его найти. И к концу программы дети хотели дочитать книгу до конца.

Татьяна Пузыревич, хозяйка интернет–магазина «Сундучок детских книг»: Нужно находить необычные формы работы. Как наши замечательные библиотекари Виктория Хомич и Ольга Вовк из Научной библиотеки БНТУ, которые проводят программу «Зачтение». В клубе мы делаем яркое действо, в центре которого книга. Это может быть встреча с писателем, театр теней... Актриса и певица Светлана Бень сделала кукольный спектакль по книге Марии Бершадской «Большая маленькая девочка». Организуем встречи с яркими личностями вроде художницы Ники Сандрос, и они представляют любимую детскую книгу. Я хочу донести идею, что читать — это модно, что это делают известные люди.

Анна Северинец, журналист, учитель: Хотела бы разбить один стереотип. Не надо больше рассчитывать на школу. Потому что у современной школы нет задачи воспитывать читающих детей. Она работает на результат, а не на процесс. Мы садимся и делаем с детьми домашнее задание... Зачем? Ребенок сам должен пройти всю эту муку–науку... Получить свои «двойки», «тройки», чтобы вырасти до «восьмерок» и «десяток». А мы ему не даем. И еще... Я пока не понимаю, как читатель определяет книжку, которая ему будет интересна. Вот я анонсировала книгу «Рома едзе». Это как бы не совсем литература, записи молодого блогера о путешествии, но я раздала более двухсот ссылок. А на книгу Альгерда Бахаревича заказали семь ссылок. Почему? Читатели ведь одинаково не знают этих авторов. Как–то почувствовали, видимо, что Бахаревич — это сложнее.

Марина Штрахова 500 (2).jpgМарина Штрахова, организатор «Живых библиотек» в Минске: Проект «Живые библиотеки» придумали в Дании подростки, которые приходили в больницу к другу. У нас книги — это люди, которые делятся своими историями. В небольших группах до десяти человек в течение получаса можно задавать любые вопросы, и «книга» на них отвечает. Потом каждый заполняет анкету, кого бы хотели «прочитать». И выяснилось, что люди хотят пообщаться с современным писателем, причем не обязательно, чтобы это была медийная персона. И еще... Современную детскую книгу надо продвигать. Российское издательство «Самокат», например, за год до выхода проводит мероприятия с детьми, сведения о них публикуются в СМИ, и к появлению книги о ней все знают. У нас такого нет.

14-лица-пастернак01-160114 500 (2).jpgЕвгения Пастернак: Как же пробить эту информационную блокаду? О том, что какая–то рок–звезда женился или подрался, напишут все СМИ. А вот про хорошую книгу — один–два. Это неправда, что у нас в Беларуси — какое–то болото. Здесь очень много интересных людей и проектов, просто надо делать так
Жвалевский 500 (2).jpg
, чтобы о нас узнали.

Андрей Жвалевский: Помочь ребенку полюбить читать — задача родителей. Если родители хотят, чтобы дети читали, и делают для этого что–нибудь — дети читают. Если взрослые не знают, что предпринять, на помощь могут прийти библиотекари, учителя, блогеры, писатели. Дети не читают там, где взрослым не до них, где только пишут отчеты и проводят «мероприятия». А как только появляется неравнодушный взрослый, который начнет делать хоть что–нибудь, дети тут же начинают читать.

rubvleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 62 (24692). Четверг, 2 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter