Министр культуры Борис Светлов дал разъяснения по национальному кинопроекту "Мы братья"

Еще раз о нашумевшем кинопроекте

Вокруг кинопроекта «Мы, братья» страсти кипят, словно котел колдуньи Гингемы. В чем только доброжелатели не обвиняют продюсера картины Сергея Ждановича и финансирующее картину Минкультуры: «Жданович прихватил из казны 2 миллиона долларов и сбежал из страны»; «наше министерство обдурили хитрованы из Голливуда, прикарманив все права на прокат «братьев»; «куда смотрят следственные органы?»; наконец, «где фильма? Когда ее увидят зрители?» Под таким давлением со стороны особо темпераментных СМИ и шумливых социальных сетей нужно было большое мужество, чтобы назначить пресс–конференцию и ответить на все неудобные вопросы о картине, которую никто не видел. Министр культуры Борис Светлов пошел навстречу репортерам и вчера искренне держал ответ о нашумевшей ленте и не только, не отвергая 5 острых вопросов.

1. Где сейчас находится национальный кинопроект «Мы, братья»? Правда ли, что его забрали вложившие в картину американские продюсеры, поскольку бюджет картины более чем в два раза превысил выделенные государством 20 миллиардов рублей?

— Фильм сейчас находится у нас, точнее, в дзержинском архиве кинофотофонодокументов, поскольку все 4 телевизионные серии «Мы, братья» — собственность государства и в течение пяти лет государство имеет право на получение стопроцентной прибыли от проката данного фильма. Меня не интересуют деньги, которые добавлялись на производство картины спонсорами или меценатами. Поверьте мне, никто еще государство никогда не обыграл: казино и государство обыграть невозможно. Предметно: на фильм было выделено 20 миллиардов 563 миллиона 577 тысяч 135 рублей — информация, что называется, до рубля. Эти деньги были заложены в проект еще в 2012 году, до начала объявленного нами в 2013 году конкурса на национальный кинопроект.


Фото tut.by

2. Почему именно такая сумма была выделена на фильм?

— Из расчета на коммерческий успех. Хотелось бы, чтобы в Беларуси были не только идейно–содержательные картины, но и приносящие прибыль в прокате. Основным рынком, куда можно выгодно продать фильм, для нас являются российские телевизионные каналы, которые покупают сериалы определенного формата. Отсюда возникли и условия нашего конкурса — 176 минут для телевизионного фильма плюс одна серия для проката в кинотеатрах. Можете себе представить — пока прошел конкурс, пока снимался фильм, долларовый эквивалент заявленной суммы значительно уменьшился за эти годы (а последняя порция денег из бюджета на ленту поступила лишь в декабре 2014 года). В результате государство не за 2 с хвостиком миллиона долларов, а за гораздо меньшую сумму получило готовый продукт.

3. Куда сбежал с деньгами из страны продюсер картины Сергей Жданович?

— Я с ним столкнулся в коридоре Министерства культуры, когда шел на встречу с вами, если это был не двойник Сергея Ждановича. Надо думать, что продюсер в Минске, никуда не исчезал. С Министерством культуры по условиям нашего договора Жданович расплатился фильмом, который он создал, более того, всеми исходными материалами картины. Манипулировать ими, так же как и лентой, он может только с разрешения Минкультуры.


4. Генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Олег Сильванович подал заявление об уходе с поста. Приняли ли вы его отставку? Если да, кого видите на этой должности?

— Свято место пусто не бывает. Ситуация такова, что еще до появления такого заявления я сказал, что нам необходимо поменять руководство студии. Так что бумага от Сильвановича, с одной стороны, пришла с опозданием, с другой стороны, появилась преждевременно. Для того чтобы произвести такую замену, необходимо подыскать кандидатуру на его место. Да, в настоящий момент рассматриваются несколько кандидатур и требования к ним следующие: директором должен стать крепкий администратор, человек, который в первую очередь сумеет соблюдать технологическую дисциплину, а это, в свою очередь, повлечет структурные изменения на киностудии.

5. Если перевести эти требования на язык реальности, какого директора киностудии «Беларусьфильм» вы ищете?

— Очень просто: это должен быть хороший экономист, человек, который умеет не только производить, но и продавать кино.

Как видим, министр не уходил от острых вопросов. Однако один вопрос остался:

— Когда же мы увидим этот нашумевший фильм?

Прямая речь

Сергей Жданович, продюсер фильма «Мы, братья»:



— Бюджет картины действительно превысил ту сумму, которую выделило государство. Но я пошел на определенные риски, привлек к производству фильма спонсоров в надежде, что нам удастся не только окупить ленту в прокате, но и заработать. Кино — это всегда риски, даже если в главной роли у вас Брэд Питт, — это еще не гарантирует успех в прокате. На сегодняшний день национальный кинопроект «Мы, братья» — первое и единственное белорусское кино, в котором снимаются голливудские звезды и которое имеет все шансы попасть в мировой кинопрокат. Мы представляли фильм на кинорынке берлинского фестиваля, в конце мая покажем крупнейшим продюсерам из разных стран на каннском форуме. Зрители увидят ленту, скорее всего, ближайшей осенью, когда в полной мере реализуется прокатная стратегия фильма.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 39 (24669). Суббота, 28 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter