Зыкина погрузилась на глубину

Любитель хорошей музыки — он же читатель нашей газеты — не мог пройти мимо такого явления на российской сцене, как певица Татьяна Зыкина...

Любитель хорошей музыки — он же читатель нашей газеты — не мог пройти мимо такого явления на российской сцене, как певица Татьяна Зыкина. И не просто не мог, а буквально атаковал нас просьбами встретиться с этой талантливой исполнительницей и порасспрашивать ее о том и обязательно о сем. Что мы и сделали. Тем более и повод для долгожданной встречи нашелся — выход нового альбома артистки под названием «Другая глубина».


— Татьяна, сначала вопрос с сайта «СБ» от Иннокентия: «Чем ваш новый альбом отличается от старого? Какую прибыль вам приносит продажа ваших альбомов?»


— Новый от старого отличается принципиально тем, что первый альбом был как книга, как сборник историй, а второй, скорее, похож на фотоальбом. Он не рассказывает, он погружает в разные атмосферы. Кроме того, он принципиально отличается по звуку. Мы ушли от акустического звучания, убрали все гитары, рок заменили на эйсид–джаз и трип–хоп.


А прибыль альбомы приносят только косвенно, способствуя концертам. Такое понятие, как доход от продаж, в нашей стране, к сожалению, существует только условно.


— Российский поп–рок я называю «сериальным роком». И выловить из него что–то стоящее — дело почти невозможное. Кто для вас в этом музыкальном направлении «Доктор Хаус», а кто «Папины дочки»?


— По–видимому, ваша аллегория призвана обозначить плохое и хорошее. В этом случае отвечу, что музыку делю по другому принципу: на эстраду и инди. Среди рокеров тоже есть закамуфлированные эстрадники — парадоксально, что они обычно кроются среди нарочито тяжелой музартиллерии с претензией на глубокую альтернативу. Тысячи подростков в черном приходят на стадионы, полагая, что поддерживают певцов протеста, тогда как если убрать гитарный и вокальный рев и оставить голые песни — слова и ноты, — то часто получается абсолютно рядовая песня для групп категории «Звери» и «Братья Грим». Я считаю, такая обманка работает, как плохой ужастик, где зрителя пугают исключительно скачками громкости и резкими движениями в кадре. То ли дело японские ужасы, где может никакого экшна не происходить, никаких дешевых и очевидных трюков, но волосы встают дыбом.


— Слушая ваши новые песни, думал: а не потеряла ли Зыкина ощущение реальности? Вполне коммерчески успешный альбом «Ощущение реальности» открыл вам двери в первую лигу российского поп–рока. Наслаждайтесь, «стригите» дивиденды, записывайте еще и еще такие же диски. И тут такой фортель — трип–хоп какой–то, «кислотный джаз». Зачем была нужна такая эклектика?


— Тождественность «наслаждайтесь» и «стригите дивиденды» для меня крайне спорная. Именно потому, что первый альбом не принес мне радости или хотя бы удовлетворения, и именно потому, что ни в какую первую лигу никаких дверей мы, слава Богу, так и не прорубили, — я поняла, что путь был выбран неверно. Единственный способ что–то изменить к лучшему — слушать себя и культивировать тоталитарный подход к судьбе своего же материала. Поэтому я счастлива сейчас, когда записан альбом именно такой музыки, которую я сама хотела бы слышать. Я постоянно кручу эти песни и воспринимаю их как чужие, каждый раз в священном восторге понимая, как же точно эти ноты, слова и звуки попадают в меня и в мое понимание добра и зла. И больше ничего для меня не имеет значения. Я знаю, что, если счастлива и довольна я сама, — значит, все правильно.


— Почему–то кажется, что постоянные сравнения с Земфирой если и не задевают, то обижают вас — как самостоятельного творческого человека. Какие недостатки и недочеты вы видите в ее творчестве? Хочется услышать профессиональное мнение.


— Мое мнение как раз непрофессиональное: Земфира посвятила музыке всю свою жизнь, а я в этом деле по–серьезному пару лет. Могу про ее творчество говорить исключительно как рядовой слушатель. Альбом «Вендетта» считаю самой крутой из ее пластинок на данный момент. Если говорить о недочетах, то, на мой вкус, иногда от песен, вернее, от словесного их материала не исходит ощущения полной самоотдачи, они как будто сделаны вполсилы, без страсти.


— С одной стороны, вы не приемлете все эти детские игры в шоу–бизнес, когда сначала о музыканте говорят, что он звезда, и лишь потом пытаются предъявить доказательство этому в виде песен. С другой — вашей раскруткой занималась такая одиозная, пусть и уважаемая личность, как Александр Кушнир, который любит полепить кумиров из пустышек. Можете объяснить такой парадокс?


— Я не вижу парадокса. Саша делает свое дело, я — свое. Я, по счастью, изолирована от шоубиза, и меня никто не заставляет ввязываться в эти игры. Кушнир умудряется сочетать в себе свойства шоубиз–трудяги и страстного фаната музыки. К примеру, его фестиваль «Индюшата» не имеет к шоу–бизнесу вообще никакого отношения, это чистый индепендент. Я тоже всегда была у него не для работы, а для души. Когда вы говорите «любит полепить кумиров из пустышек», вы, очевидно, путаете Кушнира с эстрадными продюсерами.


— Как вы контактируете со своими поклонниками? У подъезда они дежурят, стены расписывают, как это проделывали когда–то фанаты Гребенщикова, Пугачевой? Или измельчал народец?


— Люди несут на концерт цветы, подарки, они хотят как–то отблагодарить музыканта за то счастье, которое он подарил своими песнями. Испытывают почти религиозный экстаз от встречи с человеком, который, возможно, перевернул их мировосприятие, и я не вижу в этом повода для иронии. И я не считаю, что «перестать дежурить в подъездах» равно «измельчать». Можно дома ночами в слезах восторга и благодарности слушать по пятьдесят раз альбом, один раз написать сдержанное спасибо в интернете, и это будет пронзительнее и весомее, чем белые буквы на асфальте под окном.


— Посоветуете мне дочитать роман Дмитрия Липскерова «Последний сон разума»? Я остановился на том месте, где главный герой в таракана материализовался. Дальше никаких сил нет читать.


— Я вам посоветую не страдать ерундой. Не нравится писатель — не мучайте себя, а также меня вопросами про моего любимого автора в таком тоне.


— Прошу прощения... Как вы относитесь к женской жестокости? К боксу женскому, например?


— Женщины намного хитрее и изобретательнее по части мести. Я обожаю все эти истории и глубоко сочувствую мужчинам, которые бывают втянуты в страшные битвы женщин с их же собственными амбициями. Почти всегда мужчина оказывается случайным потерпевшим в ситуации, когда женщина просто не может договориться сама с собой. А жестокость связана именно с тем, что у женщин в головах сидит устаревший стереотип о том, что они — слабый пол и на этом основании им все позволено. Женские драки ужасны как раз отсутствием какого–то негласного кодекса, понятий, тогда как на самом деле женщина должна относиться к своим действиям с ответственностью того, кто мудрее и сильнее. Но, к сожалению, позиция «я — слабая и импульсивная, и я имею право не отвечать за свои слова и действия» — это тот конек, на котором многие девочки сидят плотно и с удовольствием. Поэтому природа женской жестокости — в безответственности. Они как дети с огнестрельным оружием в руках.


— Вам ближе одиночество или вы душа компаний?


— Я социопат и с трудом переношу необходимость любой коммуникации, но понимаю, что она необходима.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter