Звонкий эпатаж

О шансоне, куклах и ностальгии
О шансоне, куклах и ностальгии

«А теперь представьте, что мы в Париже, — предлагает со сцены девушка с гармошкой. — Я — простая уличная певица, вы — состоятельные, почтенные господа. Не проходите мимо! Песня называется «S’il Vous Plait» — это по–русски «пожалуйста». Певица театральным жестом снимает свой красный берет, пускает его по рядам и поет на «родном» французском. В такой экстравагантной роли уже два года выступает шансонье Светлана Бень — режиссер–постановщик государственного театра кукол, актриса и певица, с детства очарованная уличной стороной жизни шумного Парижа.

Минская группа «Серебряная свадьба» очень любит устраивать подобные представления. И за это ее обожают поклонники. Понимание происходит на каком–то интимном, доверительном уровне. Со сцены несутся звуки гармошки, баяна, скрипки, банджо. Все музыканты включены в общую игру: «Посмотрите на Беню — какой типаж! Вот она сидит в окружении запыленных саквояжей и дамских чемоданчиков в шляпке с одиноким павлиньим пером. Бледное лицо обрамляют темные кудри, челочка в стиле тридцатых. Порванные колготки сеточкой, красные туфли в белый горошек...» Впрочем, внешность всегда меняется. Это ведь костюмированная феерия, шоу–кабаре. Постоянны только грустные глаза Бени и ярко–красные губы. Она поет, будто смеясь, время от времени потягивая что–то из маленькой бутылочки.

Такая она на сцене — эпатирующая, звонкая. Но вот мы встретились темным зимним вечером в опустевшем кукольном театре, и горячий кофе мне предлагает уже совершенно другая женщина: сдержанная, серьезная.

— «Серебряная свадьба» — это ведь прямой намек на Серебряный век?

— Да, серебро всегда ассоциируется с ретро, антикваром, благородством, с каким–то «эстетничаньем». Ну а свадьба — это свадьба. Это — эх! Все напились, может, и подрались, куда–то завалились. Разухабисто, разудало, безудержно, по–хулигански.

— Стихи у тебя такие же... хулиганские.

— Сейчас я пишу только тексты к песням. И они часто имеют не шутливый, озорной, а драматический, романтичный стиль. Очень люблю и пою Верлена. На французском. У него песенная поэзия, даже в русских переводах. Мой французский — это язык мечты. С точки зрения профессионала–лингвиста — с ужасающим белорусским акцентом. Но я учусь, хотелось бы уметь разговаривать с публикой по–французски. Кроме того, мне нравится кочевать из одного вида творческой деятельности в другой. Порой во мне доминирует театр, порой — стихи, песни. Все волнообразно, все колышется.

— Твой эксцентричный образ на сцене приятно волнует. Полагаю, у такой яркой героини есть имя, своя история?

— Прекрасная сумасшедшая... Женщина, которая слышала и видела вокруг очень много всяких историй. И очень много любила. Поэтому все знает о жизни, все понимает и принимает. У нее много каких–то внутренних ранений, и от этого она периодически напивается. Поэтому всегда ходит с бутылочкой. Такая городская «помойщица» и шикарная женщина одновременно.

— Она всегда жила в тебе или что–то заставило ее родиться?

— Все обаятельные образы на сцене происходят только изнутри, вот и я ничего не придумывала специально. Просто такой тип поведения мне очень импонирует. Я приношу идеи — незатейливые дворовые мелодии, а потом все вместе делаем аранжировки. «Серебряная свадьба» объединила музыкантов–профессионалов: Мария Василевская у нас играет на скрипке, Артем Залесский — на ударных, Дмитрий Гаврилик — на банджо, Егор Забелов — на баяне и Артем Гаврюшин — на контрабасе. А у меня есть простая русская гармошка!

— У группы пока нет ни одного альбома...

— Для выпуска альбома или создания собственного сайта в Интернете мы еще очень юны. К тому же шансонная ироничность предполагает живой звук, общение с публикой. Опыт студийной записи у нас был, но неудачный. Музыка получилась какая–то выхолощенная, холодная. Поэтому мы «продукт» забраковали и альбом не выпустили, хотя была проведена огромная работа. Зато есть планы записать живой концерт и издать мультимедийный диск с видео.

— Расскажи о своих куклах, о своей работе в театре.

— О, куклы — это особый мир, возможность создать свою маленькую страну! Актер драматического театра может выйти на сцену один, просто постелив коврик. И если этот человек — талант, он достанет изнутри себя целый мир, для этого ему не нужны посторонние реквизиты. Но мне ближе какая–то «улиточная» конструкция, когда актер своими руками создает что–то вокруг. То, что может оживить. Кукольный театр — изначально магический, сакральный. В старину он ведь даже не был предназначен для детей — это уже изобретение позднего времени.

— Ты счастлива?

— Да, мне очень повезло в жизни — у меня замечательная работа. Но она требует хорошего настроения — всегда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter