Звезда, которая зажигает

В гостях у «СОЮЗа» лидер сборной Беларуси по художественной гимнастике Мелитина Станюта


БЫТЬ на одном уровне с гимнастками–художницами из России так же тяжело, как в настольном теннисе обыгрывать китайцев. Но у Мелитины Станюты это здорово получается. К 20 годам она собрала столь внушительную коллекцию наград самых крупных международных стартов, что вполне хватило бы для целого музея. А еще Мелитина участвует в благотворительных акциях, снимается для глянцевых журналов и не отказывает в интервью. О жизни и спорте с одной из наиболее узнаваемых спортсменок Беларуси побеседовал корреспондент «СОЮЗа».

— Мелитина, в ноябре вы отметили свое 20–летие. Знаковый рубеж?
— Я бы так не сказала. Очень ждала 18–го дня рождения. А 20–го — уже значительно меньше. Как раз в те дни была в Италии на соревнованиях. Все получилось достаточно буднично. У меня многие праздники проходят вдали от дома. Такова уж специфика моей работы...

— Самый запомнившийся подарок, который вы получили?
— Два года назад родители подарили мне браслет — золото, бриллианты, все как надо. Ну а вообще, считаю, самые яркие подарки — те, которые без повода. И у меня такие были. Допустим, пару раз находила под дверью квартиры шикарные букеты. От кого они, не знаю. Сначала в цветах была записка только с моим именем, а затем — со словами «Самой лучшей спортсменке».

— В спорте вы многого добились. Не хватает разве что награды Олимпийских игр.
— Любой профессиональный спортсмен, у которого за плечами большой путь и много достижений, мечтает выиграть олимпийскую медаль. И я в этом плане не оригинальна. Хочется остаться в строю до Игр в Рио–де–Жанейро и выступить там как можно лучше. Но впереди еще три года. За это время многое может произойти.

— Нынешний сезон уже завершен. Время подводить итоги...
— В психологическом плане по сравнению с олимпийским годом, конечно, было проще. Если смотреть по результатам, все получилось удачно. С красивым завершением на чемпионате мира. На три медали в Киеве, скажу прямо, не рассчитывала.

— Правда, что свою первую медаль первенства мира в многоборье три года назад вы выиграли с переломом ноги?
— Было такое. Шел четвертый день соревнований. Упражнение с лентой. Прыгаю — и слышу хруст. Позже мне диагностировали перелом второй плюсневой кости. Но тогда я об этом не думала. Откатала всю программу до конца и в этот день, и на следующий. И в итоге получила «бронзу» в многоборье. Нога была фиолетово–синяя, сильно болела. Но через неделю после того московского чемпионата мира я еще полетела на соревнования в Японию. На операционный стол же легла лишь по возвращении.

— Та травма как–то сказалась?
— Пришлось очень тяжело психологически. Мало кто верил, что после того, как мне в ногу вставили спицу, я еще выйду на ковер. Но у меня никаких сомнений не было. И я то испытание преодолела.

— Ветераном художественной гимнастики себя чувствуете?
— После Олимпийских игр в Лондоне многие девушки закончили выступать. Появилось много новых имен. Сейчас я одна из самых опытных. На меня возлагаются большие надежды, но я на этом не зацикливаюсь. Моя философия: делать все, что в моих силах, а выставлять оценки — работа судей.

— Самая принципиальная соперница для вас?
— Судя по последнему чемпионату мира, сейчас это россиянка Яна Кудрявцева. Хотя в России вообще много хороших гимнасток и помимо нее. Там девушек в сборную можно выбирать из тысяч. У нас, дай бог, чтобы из десятков. Тем не менее и в Беларуси были, есть и будут сильные гимнастки. Тренерская школа крепкая. Много молодых перспективных специалистов с новыми идеями и желанием отдавать все свое время залу и детям. Опытные тренеры по–прежнему в строю.

— Ахиллесова пята — инфраструктура?
— У нас нет зала в Хорватии, базы в Новогорске, такого же прекрасного Центра гимнастики, который специально под Универсиаду недавно открыли в Казани... Но сейчас в Минске строится Дворец художественной гимнастики. И, насколько знаю, года через три его должны сдать «под ключ». Надеюсь, что так и будет. Если судить по количеству медалей на крупных стартах, наш вид давно заслужил подобную базу.

— У вас есть подруги в команде России?
— На ковре мы — соперницы. Но вне его между нашими командами очень теплые отношения. Булавки друг другу не подкладываем и ленты не подрезаем.

— Ходят легенды о диетах, на которых сидят гимнастки...
— Понимаю, что в моем виде спорта хорошая фигура — половина успеха. Поэтому внутренний сторож всегда работает. Даже в отпуске. Впрочем, не могу сказать, что вообще не ем сладкого. Утром могу себе позволить. Нагрузки все сожгут. С понедельника по пятницу тренируемся по восемь часов в день, в субботу — четыре. А выходной только один.

— Фишка российской прыгуньи с шестом Елены Исинбаевой — нашептывание чего–то перед каждой попыткой в секторе. А вы с предметами, с которыми выступаете, разговариваете?
— Во время выступления нам ничего говорить нельзя. Ну а на тренировках скажешь, например, ленте в сердцах: «Ну куда ты летишь?» или мячу: «Что ж ты такой непослушный?».

— Срывы от усталости у вас случались?
— В принципе я довольно хладнокровна — и на ковре это сильно помогает. В жизни, когда уже накипит, могу как–то выплеснуть эмоции. Но кричать не люблю и все сервизы в квартире у меня целы.

— Ваша прабабушка Стефания Станюта была известной актрисой театра и кино.
— На сцене известная фамилия, наверное, помогла бы мне, если бы я была бездарностью. Но в той сфере деятельности, которую я для себя выбрала, корни значения не имеют.

— Какой вы запомнили Стефанию Михайловну?
— Никогда не задумывалась о том, что она великая артистка. В детстве воспринимала прабабушку только как близкого родного человека, с которым всегда приятно проводить время. У нее в квартире было много бус ручной работы, каких–то масок. Я любила с этим играть. Еще часто гуляли с ней по улице. Подкармливали бездомных котов.

— А у вас домашний питомец есть?
— Нет. Любому животному необходимо внимание. Я же постоянно в разъездах. Если бы завела себе, например, кота, он, наверное, вскоре умер бы от одиночества.

— Как проводите свободное время?
— Нравится встретиться с подругами, пойти куда–нибудь погулять, посидеть в кафе. Еще очень люблю разные массажи, обертывания. Ну и по магазинам одежды пройтись. Современная девушка должна следить за собой.

— На улицах узнают?
— В Минске только если говорю, как меня зовут, кто–то может припомнить, что гимнастка. За границей же порой просто поражаюсь отношению. Допустим, был в Испании случай. Гуляла по магазину. Продавец спросила, действительно ли я — Станюта. И когда я сказала что да, она расплакалась от радости. Перебор, честно говоря...

— О чем можете разговаривать часами?
— Могу долго и терпеливо рассказывать о тонкостях художественной гимнастики. Также люблю разговаривать о книгах и фильмах.

— Какую книгу прочитать и фильм посмотреть, на ваш взгляд, должен каждый?
— Роман «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса оставил неизгладимое впечатление. Очень рекомендую. Если же говорить о кино, то это, конечно, «Английский пациент» и «Пианист».

— Есть что–то, ради чего вы могли бы бросить спорт прямо сейчас?
— Ничего такого не вижу. Даже если, скажем, позовут замуж, я выберу спорт. Хотя пока не зовут — и слава богу. Наверное, понимают, что без шансов...


Советская Белоруссия №239 (24376). Четверг, 19 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter