По международным стандартам в Беларуси создана система медиаизмерений: о чем говорят цифры

Зритель хочет информации, и побольше

Новый мониторинг телесмотрения и его первые данные 

Уже несколько месяцев в стране работает новая система мониторинга аудитории телевидения и радио, она основана на международных стандартах британской компании Kantar. Специалисты с помощью современных технологий изучают информацию: какие программы и каналы предпочитает аудитория, сколько времени проводит в среднем у экрана телевизора, ритм жизни зрителей и их ожидания. В исследовании ЗАО «МедиаИзмеритель» участвуют 600 домохозяйств более чем в 70 городах страны. 


Данные за июнь — июль в графиках и слайдах подтверждают факт, о котором сами телевизионщики догадывались и без построения сложных синусоид: белорусский контент однозначно стал интереснее, особенно это касается политического вещания. Новостные и аналитические передачи занимают первые строчки рейтингов, порой опережая сериалы, чего никогда раньше не было. Кроме того, информационные программы стоят на втором месте после кино в графике зрительского спроса. Так, например, в топ программ еженедельно входят «Панорама» («Беларусь 1»), «Новости 24 часа» (СТВ), «Наши новости» и «Тревожная кнопка» (ОНТ). Интересный факт: разговор Марата Маркова с Романом Протасевичем на ОНТ в программе «Ничего личного» удерживал первую строчку рейтинга среди всех телепрограмм на той неделе, когда интервью вышло. 

Интерес белорусов к информационному вещанию мы попросили интерпретировать тех, кто, собственно, и создает авторский политический контент на наших кнопках. В опросе «СБ» участвуют только звезды и отвечают на главный вопрос — хотят ли они меняться под давлением зрительских запросов. 

Игорь Тур, ОНТ: 

— На мой взгляд, у нас долгое время политический контент был слабо представлен в эфире национальных телеканалов и зрителю, собственно, не было из чего выбирать. Наверное, мы и сами недорабатывали по форме. Кроме того, в обществе не было спроса на политические проекты, поскольку общественно‑политическая ситуация в стране долгое время оставалась стабильной и неизменной, и в этом было много плюсов. 

Но с учетом событий прошлого и этого года, когда назрела очевидность белорусам рассказывать, что такое политика и к чему могут привести необдуманные решения, авторский контент стал дико популярен, что подтолкнуло главные телеканалы к развитию информационно‑аналитических программ. 

Меня очень радует значительный рост просмотров в интернете наших проектов по сравнению даже с прошлым годом. Если раньше пять тысяч пользователей смотрели выпуск рубрики «Будет дополнено» на YouTube, то сейчас — под 50 тысяч, под 100 тысяч в телеграм‑каналах. И это потрясающе круто. Лично чувствую внимание зрителей (буду нескромным) по реакции людей: очень часто узнают на улице. И смотрите какая штука: сегодня контент политического характера представлен разными формами и авторами на всех наших каналах, и каждый может выбирать, кого смотреть — Тура, Маркова, Бочкова, Азарёнка, Лебедеву и так далее. Мне кажется, авторам не имеет смысла менять свою стилистику под запросы аудитории, лучше нашим зрителям предоставить наиболее вариативный выбор аналитических программ. 

Мария Петрашко, «Беларусь 1»: 

— До того как телеизмеритель заработал на полную мощь, еще в августе — сентябре прошлого года можно было заметить небывалый зрительский интерес к выпускам новостей и нашим авторским рубрикам на политические темы. Зимой эта тенденция пошла на спад. А сейчас, летом, ближе к годовщине выборов, мы вновь ощутили рост внимания. Я, например, сужу по зрительской реакции в интернете и на улицах, когда люди подходят и высказывают свое отношение к моим авторским рубрикам в «Панораме». 

Когда один ролик собирает в соцсетях и на YouTube под 200 тысяч просмотров за пару часов и без привлечения рекламы — для белорусского рынка это немало. 

Как журналисту мне ближе контент, построенный на конфликте, на нерве. Есть в мыслях и новые проекты. Возможно, это будут политическая сатира или жесткий стеб.  

Евгений Пустовой, СТВ: 

— В одном из выпусков рубрики «Политика без галстуков и купюр» я проколол бэчэбэшные шарики, для того чтобы не лопнула наша страна. Хоть как‑то надо было привлечь к себе внимание, отвести от пропасти ошалелых в фейковой среде людей, которые купались и тонули во лжи. Я проколол шарики — меня заметили. Обратите внимание, что стало триггером — эпатажность, шоу. Это еще раз доказывает, что зрители год назад хотели каких‑то ярких выходок из арсенала ивент‑агентств, но потом, спустя месяцы, они уже начали слушать, что я говорю, и начали мне писать, даже «змагары». И не просто угрозы пишут, они вспомнили про словари Ожегова и Даля, стиль поменялся. Оказывается, наши люди умеют разговаривать, общаться и без ненормативной лексики. И в этом успех, мне кажется, белорусских телеканалов, которые быстро перестроились и наладили обратную связь со зрителями. Почему политическое вещание сейчас в тренде? Есть хорошая избитая фраза: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Люди поняли, во что могли вляпаться, что Беларусь — это наша святыня, страна, в которой все хорошо, нет межконфессиональных конфликтов, острых социальных разграничений, перепада между богатыми и бедными. Блицкриг, к счастью, не удался. 

И теперь зрители хотят держать руку на пульсе: рассуждать вместе с журналистами и экспертами, что нам делать, как реагировать на те или иные события, чтобы снова не подвести страну к пропасти. И конечно, мы готовы их поддержать. 

Это хорошо, что все начали думать, соображать и анализировать. А что сериалы? Сериалы хорошему не научат, мне кажется. 

ТОП-5 ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ В ИЮНЕ — ИЮЛЕ

• «Марков. Ничего личного», ОНТ

• «Наши новости», ОНТ

• «Панорама», «Беларусь 1»

• «Понятная политика», «Беларусь 1» 

• «Клуб редакторов», «Беларусь 1»

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter