Как работает Анатолий Басалай, который в 2021 году помог беженцам отремонтировать сломанные протезы

Золотые руки Басалая

Мастер-протезист Анатолий Басалай помог тысячам людей встать на ноги

Многие наверняка помнят душещипательную историю маленького курда Тамана из лагеря беженцев на белорусско-польской границе, который несколько месяцев 2021 года был в главных новостных сводках Беларуси. Активный мальчишка, потерявший обе ноги в автомобильной аварии, сломал один из протезов в лесном лагере. На помощь юному беженцу тогда пришли врачи Гродненского филиала РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», среди которых оказался механик Анатолий Басалай. По его признанию, все истории людей, потерявших руки или ноги, вызывают сочувствие, но в ситуации с мигрантами важно было помочь быстро и качественно. Впрочем, так настоящий профессионал работает всегда. 

Анатолий Басалай, механик протезно-ортопедических изделий.

Помочь в беде

Анатолий Басалай встречает нас в небольшом кабинете, где ждут своих хозяев готовые протезы ног для взрослых, корсеты из пластмассы, напоминающие рыцарские доспехи, и другие изделия, облегчающие жизнь тем, кто в них нуждается. Механик вспоминает те дни с особым волнением:

— Был выходной день, но решил пожертвовать личным временем, понимая, что ребенку, утратившему способность двигаться, больше помочь некому. Какое-то время пограничники пытались закрепить ему протез подручными средствами, но каждое движение причиняло мальчику боль. После осмотра оказалось, что необходимо заменить адаптер коленного модуля, который полностью рассыпался. Таман вместе с отцом пробыли у нас несколько часов и уехали в хорошем настроении. Позже узнал, что всей семье удалось все-таки пробиться через границу и они встретились со своими родственниками, проживающими в Германии.


Собеседник рассказывает, что после ребенка в мастерскую пришел мужчина из числа курдских беженцев, у которого полностью был сломан коленный модуль:

— Помочь 45-летнему Ахмеду было сложнее, поэтому даже предложил ему полностью заменить протез, но он очень боялся задержаться здесь надолго, потерять жену и дочерей. Кстати, если кто-то думает, что импортные протезы — это что-то суперсовременное, то глубоко заблуждается. Качество изготовления, что у мальчика, что у мужчины, было далеко не самым лучшим. Некоторые установленные запчасти вообще не выдерживали никакой критики. Наша команда постаралась сделать свою работу максимально качественно, чтобы эти люди смогли благополучно пережить нелегкий период своей жизни, оказавшись в нечеловеческих условиях на белорусско-польской границе.

Ювелирная работа

Филиал республиканского предприятия обслуживает весь Гродненский регион. На учете состоят несколько тысяч человек, нуждающихся в костылях, тростях, ортопедической обуви, бандажах, протезах и других средствах реабилитации. Поэтому трудятся в центре люди, обладающие в том числе определенными человеческими качествами, без которых оставаться в этой профессии было бы просто невозможно. 

Интенсивность работы зависит от потребностей заказчика, но в среднем изготавливаю около 20 протезов в месяц, — вводит в курс дела Анатолий. — Протез выдается на два года, поэтому один год может быть густо, второй — пусто. При этом изношенная рука или нога не подлежат ремонту — надо каждый раз снимать мерку и изготавливать новые. Бывает, конечно, что человек просит обновить, так как привык именно к данному протезу. Но в основном все заказывают новые. Есть «парники» — это когда без обеих ног человек, и даже если «вторые ноги» стоят плотно, все равно делаю новые. Этот труд можно сравнить с работой ювелира, так как требуются высочайшие мастерство и точность.



Анатолий Басалай не может точно сказать, сколько людей в Гродненской области не имеют верхних, нижних, а то и конечностей вообще, однако он всегда видит своих клиентов в общественном пространстве.

Сразу видно, кто идет на протезе, а кто нет, — грустно улыбается механик Басалай. — Первое время активно интересовался, что произошло в жизни, но сейчас стараюсь особо не лезть человеку в душу. Если он сам решает рассказать свою историю, стараюсь найти слова сочувствия и поддержки. А истории у всех разные: аварии, бытовые и промышленные травмы, врожденные дефекты. Один, к примеру, поехал в Россию на заработки, там замерз и таким образом лишился и рук, и ног… Сложнее работать с детьми, потому что они быстро растут, ведут более активный образ жизни.

Такие специалисты, как Анатолий Басалай, — штучные «профи». Чтобы делать людям новые ноги и руки, необходимо самому иметь золотые руки, зоркие глаза и обладать особой душевной теплотой, уметь сопереживать. Иначе ничего не получится.  

— Пришел сюда, прочитав рекламное объявление о вакансии слесаря, не предполагая, чем на самом деле предстоит заниматься, — рассказывает Анатолий. — Брали меня и нынешнего коллегу с расчетом, что кто-то из нас двоих не выдержит психологически и уйдет, но мы оба остались. Правда, пришлось многому научиться, освоить новые навыки. До сих пор охотно посещаю различные курсы повышения квалификации, где рассказывают об инновациях, новых комплектующих. Мне это по-настоящему интересно. В мае будет десять лет с момента трудоустройства, и я ни на минуту не пожалел о своем выборе.


Не останавливаться на достигнутом 

Руководство Гродненского филиала предприятия «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» отмечает, что Анатолию вполне по силам вести популярную когда-то передачу «Очумелые ручки». Дескать, сделает все что угодно: и машину отремонтирует, и полочку на стену смастерит, и скворечник на дерево, и кукольные домики, и экзотических животных оригами. 

Родом он из пограничной деревни Стоки Свислочского района. После армии перебрался в Гродно, так как в местном хозяйстве работы для водителя на тот момент не было: 

— Первая моя профессия — пчеловод. Также в свое время освоил промышленный альпинизм, долгое время работал облицовщиком-плиточником. Но работа здесь — это нечто совсем другое. Не думаю, что каждый сможет этим заниматься. Дело даже не в сложностях, которых хватает, а в желании. Нужно, чтобы твои собственные руки запомнили ногу, с которой снималась мерка, надо прочувствовать, куда точить. В общем, надо иметь особый склад ума. Кроме протезов, делаю детские и взрослые туторы, корсеты, обрабатываю слепки на обувь.



По мнению механика, в филиале специалисты демонстрируют высочайший уровень мастерства. 

— Начинали работать с шинно-кожаными и деревянными протезами, а сейчас уже делаем силиконовые лайнеры и башмачки, с дерева перешли на акрил, — детализирует мастер. — Хотелось бы выйти на более высокий уровень протезирования, хотя… Дочь одного из пациентов живет в Австрии, так он съездил туда с надеждой получить более качественный протез. Не поверите, но человек попросту разочаровался. За 5 тысяч евро ему предложили сделать совершенно такой же, как тот, который у него установлен в нашей мастерской совершенно бесплатно.



vrublevskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter