О войне "Марса" и "Твiкерса" за бренд

Золотой батончик

Производитель чипсов и снеков «Онега» выпустил новый шоколадный батончик под названием «Твiкерс». Компания «Марс» мгновенно отреагировала на белорусскую новинку, усмотрев в ней нарушение своих исключительных прав на использование торговых марок Snickers и Twix. Юристы «Марс» уже связались с представителями «Онеги» с соответствующей претензией. Пока они ожидают ответа, между нашими журналистами спор разгорелся: заимствовать — это хорошо или плохо? Один участник дискуссии грудью встает на защиту интеллектуальной собственности. Другой сдерживает горячечные порывы коллеги простым аргументом — весь мир так живет. Любопытно, какие оценки события будут преобладать в комментариях наших читателей. Подключайтесь к обсуждению, ждем ваших отзывов на сайте www.sb.by.

 

Зачем платить больше


Виктория ПОПОВА

Как особа чувствительная, могу испытать неловкость, когда в супермаркете кто–то на моих глазах ворует шоколадки у кассы, поспешно расталкивает их по карманам. Может, человек голодает, успокаиваю себя, у него безвыходная ситуация, болезнь подтачивает, мало ли. Всегда молча прохожу мимо. Но когда одна фирма у другой ворует идею и, счастливо затаившись, подсовывает потребителям подделку, реакция у меня одна в таких случаях: позор. Как обычно, не смогли придумать ничего лучше, чем сделать плохую копию существующего бренда. Все наши «шокерсы», «кокашоки», «твикерсы» и прочие бюджетные «фасти» заточены в большинстве случаев на невнимательность покупателя и чаще всего по качеству не выдерживают никакой критики по сравнению с оригиналом. То, что раньше называлось просто воровством, сейчас прикрыли красивым словом «бенчмаркинг» и вперед на рынок с «репликами», «имитациями», «копиями» и подделками.

Обидно, что каждый новый такой «копипастщик» наводит тень в целом на знак «Сделано в Беларуси». Что я должна под ним понимать, столкнувшись в очередной раз с неотмывающей жидкостью для мытья посуды, сухим шоколадным батончиком или невкусным маслом? Что, скорее всего, товар будет невкусным, немодным, недолговечным, возможно, дешевым. Так у китайцев еще дешевле. Чем тут гордиться? Предположу, Дмитрий, что ты и твой сын Василий, глядя на этот батончик, хихикаете: «А че, прикольно!», но мне грустно и я кутаюсь от стыда в красный платок. Подобные проявления нечестной конкуренции на рынке отбрасывают нас от цивилизации на два шага назад, к странам «третьего мира» с их «Адибасом» и «Вишини», неужели не чувствуешь? Мой друг зовет меня в Брюссель развеяться: «Давай слетаем на выходные, бельгийских вафель заточим!» А я все жду того времени, когда, отринув кромешные будни, мои европейские друзья рванут в Минск лопать вафли «Витьба» — они же вкусные, и название у них какое четкое, свое, родное. Я за честную конкуренцию, а пиратство, в том числе и бытовое — скачивание музыки, книг, фильмов из нета, считаю обыкновенным варварством.

У нас, по–моему, много чего нет своего — моды, кино, шоу–бизнеса. Не в последнюю очередь из–за нашего отношения к интеллектуальной собственности. Модная или музыкальная индустрии на Западе работают только по одной причине — они защищены авторским правом. У нас система пока непонятная, уважаю попытки Национального центра интеллектуальной собственности навести порядок на этом поле. Но примеров, подтверждающих успехи, — единицы. Интеллектуальная собственность все еще рассматривается нами как что–то эфемерное, ажурное, зовущее к безнаказанному заимствованию. Вот свежий случай: звонит мне известный дизайнер Н., вся в слезах. Она работала, придумала девочке костюм для выступления на международном конкурсе. По цене в итоге не сошлись с родителями. Что делает мама ребенка? Ни секунды не сомневаясь, несет чужой эскиз знакомой портнихе — вуаля, платье готово. Зачем платить больше?.. Дизайнер в такой ситуации может лишь поплакаться в жилетку мне и председателю своего профсоюза, хотя мы оба вряд ли знаем, как оградить бедную девушку от нечестных клиентов. Из таких частностей складывается общая картина, которая многое объясняет, почему с оригинальными продуктами у нас полный швах. Если и есть механизм их защиты, то в какой–то очень далекой чудесной перспективе.

А пока мы вынуждены довольствоваться репликами. Возле «Комаровки», Дима, наверняка знаешь, есть кафе, где кормят бургерами. Дизайн фасада с короной на челе копирует известную сеть фастфуда, при этом бутерброды там готовят никудышные. Один раз купилась на яркую вывеску, зашла в заведение, о чем после долго сожалела. Хотя, может, кому–то и понравилось... Вот почему я категорически против ненужных ассоциаций и фактически обмана доверчивого покупателя а–ля обертками, созвучным неймингом и прочими хитростями. Думаю, они кажутся смешными и правильными до тех пор, пока не коснулись тебя лично. Если завтра выяснится, что в Череповце твои статьи публикует дядя под своей фамилией, переставляет местами слова в заголовке или еще лучше — ворует твои идеи и выкладывает их на свой сайт быстрее, чем ты в газету, — вот тогда мы похохочем. Рерайт и копипаст — это путь в никуда. Без оригинальных идей захлебнемся, так и будем довольствоваться копиями копий, когда по телевизору в двух копирующих друг друга программах показывают пародии на популярных когда–то артистов, и нет конца скучным имитациям и подделкам.

Уверяю тебя, даже самый циничный бизнесмен в шоколаде, который не прочь пошарить в чужом кармане, отрезать 50 процентов от чужого пирога, станет громко орать, в свисток свистеть и негодовать, если кому–то придет в голову его «бенчмаркингнуть», или попросту позаимствовать кусочек отвоеванного рынка. Вот почему я радуюсь, что «дело батончиков» будет продолжаться в суде — это хороший знак, обнадеживающий. Из любого кризиса, кризиса идей в том числе, надо выбираться быстро, благополучно, а главное — цивилизованно.

viki@sb.by

...Называется — нашел


Дмитрий КРЯТ

Вика, и все это говоришь ты, в чьей прелестной ручке я вижу модный айфон? Как же ты дошла до такого позора? Ведь всему миру известно признание создателя этого гаджета, светлой памяти Стива Джобса. Напомню тебе его дословно:

— Нужно стараться выбирать лучшее из созданного человеком и применять этот опыт в своем деле... Пикассо говорил: «Хорошие художники копируют, великие — воруют». И мы никогда не стеснялись воровать великие идеи.

Воровать, конечно, нехорошо. Но вот человек признался прямо в грехе и что? В «третий мир» не сверзился. В геенне огненной всеобщего порицания не испепелен. Напротив: кумир для миллионов, если не миллиардов. Икона виртуозного ведения бизнеса. Символ успеха и удачливости.

А если посмотреть по сторонам, то легко находишь примеры, что заимствование идей и технологий, напротив, вытаскивает целые страны из «третьего мира» на передовые позиции. Вспомни Японию прошлого века. Милитаризация едва скрывала истинную технологическую отсталость. А в послевоенные годы и вовсе казалось, что у этого государства перспектив ноль. Но поехали по всему миру стажеры, работяги, точнее, инженеры под личиной простых трудяг. Нанимались за гроши в известные мировые компании. По крупицам собирали и слали на родину добытые знания. В итоге по развитию высоких технологий заткнули за пояс весь мир. Потому что не просто собрали идеи, а развили их, преумножили разбросанную частями по всему миру человеческую мудрость.

Позже их путем прошли корейцы. Вспомни, как недоверчиво поглядывали мы поначалу на их электронику, а на автомобили и вовсе с опаской. Но прошло совсем немного времени — и корейские бренды прочно сели на места флагманов этих отраслей.

Теперь мы наблюдаем неуклонное восхождение Китая. Нынче уже Поднебесная своими изделиями начинает «убивать» флагманов мирового смартфоно–, планшето– и автомобилестроения. И вот настал момент, когда никто не пожимает с ухмылкой плечами, глядя на человека с китайской мобилкой как на чудака. И в машине, произведенной в этой стране, он смотрится вполне себе респектабельно.

Скажи, Вика, могли бы эти страны так стрельнуть с нуля сами, не имея базовых знаний? Изобрести собственные машины и компьютеры? Лет за 300, пожалуй, возможно. И не они должны стыдиться, что у кого–то что–то подсмотрели. Стыдно должно быть тем, кто проворонил свои ноу–хау. Забронзовел в самообожествленности. Мол, круче некуда. Оказывается, есть куда. И примеров, когда те же китайцы, поднаторев на отверточной сборке, создали свои высокотехнологичные бренды, потеснившие, а то и скупившие на корню бывших работодателей, предостаточно. А потом они выпускают лучшие изделия вдвое дешевле, показывая долю алчности производителя и потребительской понтовой дури в цене флагманов. В стоимости твоего айфона, кстати, тоже. Так кому должно быть стыдно?

Время нынче такое, удивительное. Говорят, мир меняется стремительно. Вроде так. Но действительно прорывных открытий не так уж и много. Изобрел человек технологию мобильной связи — честь ему, хвала, богатство, признание и Нобелевская премия. А дальше, до следующего принципиального рывка, идет гонка, кто лучше, полезнее и интереснее применит открытие. Тут уж не до сантиментов. Промышленный шпионаж, знаешь ли, не сегодня и даже не вчера выдуман. И стенаниями о его порочности систему не изменить. Пока будешь плакать, обскачут. Хочешь быть в успехе — негласные правила игры приходится принимать.

И поверь, хайтек и конфеты в этом смысле друг от друга совсем не отличаются. А «Твiкерс» — это не только прикольно, но еще и умно, креативно, действенно и дешевле оригинала. Кому–то покажется банальным скрещивание известных на рынке названий, но маркетологи хорошо просчитали эффект от затеваемой провокации. Бурлит Твиттер, кипит Фейсбук, мы с тобой схлестнулись в споре на газетной полосе. За молниеносно короткое время тысячи, если не миллионы потенциальных потребителей узнают о новом продукте. Возникает желание хотя бы раз попробовать — что за зверь такой? И вот здесь важный нюанс: под скандальной оберткой должен быть действительно качественный продукт. По крайней мере, не хуже отдельно взятых «твi» и «керса». Чтобы лакомкам пришелся по вкусу. Тогда и бренд можно корректировать. Как это сделали производители известных семечек, убрав из названия скандальную букву икс. Но к тому времени она уже свое отработала, о чем говорит обилие товара во всех магазинах хоть и без икса. Рынок схвачен, продажи идут.

Понимаешь, Вика, не стыдно шить на коленке «Адибас». Позорно не вырасти из этого уровня до чего–то действительно стоящего и своего. Мне кажется, именно это имел в виду Джобс, вспоминая Пикассо. Если рерайтщиков и копипастщиков устраивает до пенсии переставлять абзацы и знаки препинания — пусть продолжают тешить самолюбие заблуждением, что нечто создают. Мне же для Череповца своей статьи не жалко, потому как уже один раз ее продал своей редакции, получив за это гонорар. Хуже, если я поделюсь с тобой по секрету идеей убойного материала, а ты его завтра напишешь. Вот это было бы обидно. А интерпретировать, соединять и развивать то, что на виду, при грамотном подходе не только не зазорно, но и полезно. Если кто–то проспал в шапку, так и размахивать ею потом как–то и неприлично, что ли.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 228 (25110). Суббота, 26 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter