Профессия настоящего и будущего: где в нашей стране готовят операторов беспилотников

Знать, как и где летать

Удостоверение на право управления дроном — залог успеха и безопасности

Говоря о применении беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в сельском хозяйстве, начальник главного управления технического прогресса и энергетики, государственного надзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислав Карпович подчеркнул: они применяются как элементы технологий. К примеру, в «Белагросервисе» создана бригада, которая занимается малообъемным опрыскиванием посевов по новой методике с использованием технологий земледелия и авиационных разработок. Специалистов, в том числе и для сельского хозяйства, готовят в ДОСААФ. Корреспонденты «СГ» отправились в учебный центр Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту и поучились запускать дроны с операторами беспилотников.

Ведущий инженер Республиканского центра полярных исследований НАН Артур Ивашко.

Операторы за партами

Старейшая учебная организация в системе ДОСААФ, созданная в 1947 году, начала свою работу в качестве радиошколы. Позже понадобились не только радийщики. С начала работы здесь подготовили больше 85 тысяч специа­листов для Вооруженных Сил и народного хозяйства. К слову, это одно из двух учреждений нашей страны, которое имеет право повышать квалификацию инструкторам и преподавателям автошкол. По запросу здесь также готовят специалистов для Вооруженных Сил: водителей, радиотелеграфистов, специалистов по ремонту средств связи. Особое внимание учебный центр уделяет патриотическому воспитанию и развитию технических видов спорта.

— В 2016 году мы создали авиационный центр, на базе которого началась подготовка операторов беспилотников, — показывает нам учебную базу заместитель директора по учебной работе Сергей Петрусев.


Откуда появилась такая нужда? С массовым распространением БПЛА ими начали пользоваться все подряд, порой не понимая, как и где следует летать.

— А ведь это аппараты повышенной опасности для окружающих, — подчеркивает специалист. — Тогда руководство общества решило одним из первых в нашей стране начать подготовку операторов БПЛА. Сейчас их также готовит Белорусская национальная академия авиации, но там несколько иные задачи, они дают высшее и среднее специальное образование в этом направлении.

С 2016 года по этой программе выпустили 113 человек по всей республике. Сейчас операторов беспилотников на базе ДОСААФ обучают только здесь, в столице, поэтому на курсы приезжают курсанты из всех уголков нашей родины.


Заходим в учебный класс, где нас встречает оператор-инструктор Андрей Замиров­ский. На партах — несколько дронов разных моделей для изучения их строения.

— Программа первоначальной подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов (БЛА) 4-го класса рассчитана на три недели, — объясняет Андрей Замиров­ский. — За это время мы даем курсантам теоретические знания, другими словами, это введение в авиацию, штурманскую и техническую подготовку, основные принципы и безопасность полета, практические занятия.

По этой программе готовят как гражданских операторов, так и представителей экспериментальной и государственной авиации. Наши выпускники работают, например, в Академии наук, службах МЧС, МВД и других силовых структурах.

Сверху намного точнее

Подсаживаемся к одному из слушателей, чтобы узнать, что его привело в учебный центр. Оказывается, Бориса Дадыкина отправили сюда от предприятия, на котором он работает.

— Я обучаюсь управлению БПЛА самолетного типа, — вводит в курс дела парень. — Наше предприятие производит именно такие, у нас свой научно-производственный центр. Создаваемые аппараты я буду «обкатывать» на практике. За этим последует их продажа в страны СНГ и за рубеж. Мы занимаемся экспериментальной авиацией. Внешне все аппараты одинаковые, но у каждого свои задачи, на них тестируется новое оборудование.

Курсант занимается в центре ДОСААФ вторую неделю — за это время узнал много нового:

— Программа обширная. Большое количество материалов, с которыми в обычной жизни не сталкиваешься. Та же метеорология, оказывается, очень масштабная наука. Надо понимать различные метеоявления, чтобы представлять, когда можно летать, а когда нет.


Еще одного слушателя направили из одного из крупнейших белорусских промышленных комплексов, чтобы освоить БПЛА для геодезических работ.

— Аэрофотосъемка и сканирование местности, обследование трубопроводов, съемки крыш зданий — с помощью беспилотников получаемые данные будут намного точнее, — объясняет студент.

Право на пилотирование

Согласно данным Департамента по авиа­ции Минтранса, в нашей стране используется около 5 тысяч БПЛА.
До недавнего времени гражданскому лицу было необязательно проходить обучение: купил «игрушку» — и летай себе сколько хочешь. А в октябре прошлого года Департамент принял Руководство по порядку государственного учета и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов. За время 8-месячного моратория, который продлится до 4 июля текущего года, владельцы БПЛА должны пройти обучение и поставить свой беспилотник на учет. В противном случае их будут привлекать к административной ответственности.

— Как только приняли это руководство, ДОСААФ начал готовить программу подготовки операторов гражданских БПЛА, — рассказывает Сергей Петрусев. — В конце декабря ее согласовали, и с января мы запустили трехдневные курсы. В первой группе, которая выпустилась в начале февраля, было семь человек.

Трехдневный курс (24 учебных часа) стоит 235 рублей. В обмен на них владелец БПЛА получит знания о строении аппарата, без­опасности при зарядке аккумуляторов, усвоит базовые понятия, основы метеорологии. По завершении ему выдадут справку (через два месяца — сертификат государственного образца) об обучении.

Интересуемся: кому овладеть искусством управления дронами проще?


— Техника для пилотирования не очень сложная, — отвечает Андрей Замиров­ский. — Купил в магазине, прочитал инструкцию — и пользуйся.

Возникает логичный вопрос, зачем тогда идти на курсы и получать сертификат, если научиться управлять летающей «игрушкой» можно и по видеоурокам в интернете.

— Этот документ сравним с водительским удостоверением, — подключается к беседе Сергей Петрусев. — Мы ведь не можем отрицать, что права на вождение автомобиля получить необходимо. Так и с беспилотниками. Курсы дают осознанность в пилотировании.

Еще один аргумент приводит оператор-инструктор:

— Статистика потерь подобной техники в мире до 2013 года — 70 процентов. К 2015 году — уже половина. К 2018 — около 30 процентов. Тенденция хорошая, возникает она из-за наработки опыта. Теряют дроны в основном новички: не имея представления об аппарате, они отправляют его «в дальний путь», а потом не могут найти. Нужно знать, как и где летать. Мы учим прежде всего безопасности, делаем на нее упор. Поэтому и нужно получить базовые знания.

От мониторинга посевов до обработки пестицидами

Насколько перспективно развивать использование БПЛА? Уровень актуальности этого направления очень высокий, считает Сергей Петрусев:

— У каждой отрасли свои задачи, с которыми может справиться беспилотник. 

В сельском хозяйстве дроны пригодятся для построения аэрофотосъемки, фотопланов, мониторинга посевов (созревание, поражаемость, всхожесть), обработки пестицидами и точного внесения удобрений. Еще одно направление — изучение с помощью беспилотников трубопроводов, наблюдение за железными дорогами, разграничение больших участков земли, проектирование. Для лесхозов это наблюдение за лесами, определение пораженных участков. Для геодезии — сканирование поверхности земли, аэрофотосъемка для получения 3D-модели местности. В конце концов, любительская и профессиональная фото- и видеосъемка, средство слежения.

Как и в любом деле, при использовании дронов существуют определенные запреты. Касаются они мест полетов. Например, рассказывает Андрей Замировский, БПЛА нельзя летать над правительственными объектами, производствами, воинскими частями, в районе аэропортов и взлетно-посадочных полос. В память устройства вшиты координаты всех аэропортов. Попадая на такой объект, аппарат ловит сигнал спутника, обозначает себя, выдает надпись «Вы находитесь в районе аэропорта, взлет запрещен» — и выключается.


— Наш курсант рассказывал, как взлетал в Алма-Ате на центральной площади возле дома правительства, — вспоминает оператор-инструктор. — Поднял аппарат в воздух, но на высоте 150 метров телеметрия пропала — и дрон отправился в сторону гор. Служба безопасности просто перехватила управление и послала механизм подальше. К счастью, БПЛА ему вернули. 

Любопытно, а поможет ли навык управления гражданским дроном в военном деле?

— Призывнику никто не запрещает показать соответствующий документ и продемонстрировать навыки управления беспилотником. Окончательное решение будет принимать военное руководство.


В ТЕМУ

Целая профессия!

С этого года на военном факультете Белорусской государственной академии авиации девушек начнут обучать эксплуатации беспилотников, рассказал журналистам начальник управления применения и развития беспилотных авиационных комплексов Вооруженных Сил Михаил Брянский: 

— Мы открываем набор на военный факультет для девушек. Они смогут поступить на специальности по технологической и технической эксплуатации беспилотных авиационных комплексов. На военном факультете работают профессиональные педагоги, там очень грамотный руководящий состав, а обучение интересное.

НА ЗАМЕТКУ

28 февраля 1927 года объединенный Пленум Центрального Совета Авиахима БССР и Общества содействия обороне принял Постановление о создании Союза обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства БССР. Сейчас эта дата считается днем образования Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Беларуси.

grudnitskiy@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter