Исключение дублирования материала, усиление межпредметных связей, электронные помощники — завершается работа по обновлению учебных программ и учебников

Знания в новой обложке

Работа над школьными учебными программами и учебниками, пожалуй, из тех, которая не прекращается никогда. Корректировки, шлифовки, переиздания. Впрочем, нынешний год в своем роде знаковый, ведь именно сейчас завершается масштабная работа по обновлению учебных программ, начатая шесть лет назад. С 2015/16 учебного года с ними знакомились класс за классом. В 2021-м новинку оценят одиннадцатиклассники. Корреспондент «Р» в Национальном институте образования листала новые учебники и узнавала, что ожидает выпускные классы в новом учебном году.

Контент каждого нового школьного учебника — белорусский.

Работа завершается

Учеба на третьей школьной ступени — закрепление полученных знаний. Здесь повторяют, систематизируют, углубляют все то, что прошли за предыдущие девять лет. А отдельные предметы и вовсе изучаются на проблемно-теоретическом уровне, говорит заместитель директора НИО по научно-исследовательской работе Ольга Зеленко

— Чтобы понять, о чем речь, приведу пример из учебной программы по истории Беларуси. История в 10-м и 11-м классах изучается от древности до современности по таким направлениям, как общественно-политическое, социально-экономическое развитие, формирование белорусской государственности, Беларусь в системе международных отношений и т.д. В фокусе внимания — темы с актуальным для сегодняшнего дня контекстом. Например, при изу­чении Великой Отечественной войны анализируется и дается оценка деятельности коллаборационистских организаций. 

В целом, рассказали в Национальном институте образования, программы для старших классов пережили те же изменения, что и программы для остальных. В основном это исключение дублирования учебного материала, которое столько критиковали в предыдущие годы, усиление межпредметных связей, а в случае необходимости — перераспределение учебного материала между классами. 

— Если материал сложный, его изучение мы переносили в старшие классы, — отмечает Ольга Зеленко. — Так, темы «Химические компоненты живых организмов» и «Клетка — структурная и функциональная единица живых организмов» по биологии теперь изучаются не в 10-м, а в 11-м классе. 

Учеба — практике

А некоторые темы и вовсе ввиду сложности их усвоения или отсутствия практикоориентированности, по словам Ольги Зеленко, из программы исключили: 

— В русской литературе, например, есть так называемые обзорные темы, посвященные литературе определенного периода. Теперь в 11-м классе на базовом уровне их количество сокращено. В составе оставшихся уменьшен объем учебного материала. Сокращен также перечень обязательных для усвоения понятий. 

К слову, практикоориентированность проходит через обновленное содержание образования красной нитью. Передо мной — учебник по биологии для 11-го класса, параграф № 7. Тема «Нуклеиновые кислоты. Строение и функции ДНК». Прямо скажем, и на слух непросто. Но замдиректора НИО по методической работе Людмила Романовская подносит к учебнику телефон. И QR-код, уже привычный для нового поколения учебников, тему оживляет. Мы получаем ДНК из самого обычного банана. 

— Возможно, не каждый школьник повторит процедуру самостоятельно. Но, согласитесь, благодаря наглядности сложная тема стала проще для восприятия. Да и бананы едят практически все. Надеемся, что рубрика «Мои биологические исследования» одиннадцатиклассникам понравится. В целом важная задача образования — донести до ребят понимание, в каких жизненных ситуациях и какие знания им могут понадобиться. 

Но, конечно, идти только по пути сокращения невозможно. Иногда, говорит Ольга Зеленко, специалисты, прислушиваясь к педагогам-практикам, напротив, какие-то темы в учебную программу включают. Так, с этого года на уроках русской литературы одиннадцатиклассники познакомятся с ранней лирикой Иосифа Бродского, творчеством Александра Вампилова. В программе по белорусской литературе список произведений для дополнительного чтения разнообразили современные авторы, в том числе Михаил Башлаков. 

Межпредметные связи — еще один важный аспект, которому уделили особое внимание. 

— Как и в предыдущих классах, мы серьезно поработали над программой 11-го. Чтобы при изучении тех или иных тем школьники могли опираться на знания по другим предметам, разработчики программ трудились вместе — химики с биологами, математики с физиками.

Замдиректора НИО по методической работе Людмила РОМАНОВСКАЯ убеждена: новые учебники пришлись по душе не только школьникам, но и их родителям.

Контент национальный

Внедряя новое, необходимо получать отклик. И этот вопрос — на постоянном контроле НИО. Педагоги, родители и сами учащиеся могут делиться мнениями на национальном образовательном портале. Важна оценка и международных экспертов, подчеркивает Ольга Зеленко: 

— В 2018 году наша страна впервые приняла участие в международном исследовании PISA и показала достойный результат. Кстати, эта программа проверяет способность 15-летних учащихся применять полученные знания при решении реальных жизненных задач. Убеждена, что хорошие результаты наших школьников — это следствие того, что они учились по обновленным учебным программам и пособиям. 

Если сравнивать белорусскую систему образования и стран-соседок, отличия можно увидеть, взяв в руки любой учебник. Контент каждого из них будет белорусским. Здесь, акцентируют специалисты, отражено то, чем можно и нужно гордиться. Яркое подтверждение находим на страницах учебника географии для 11-го класса. 

— Мы завершаем изучение предмета блоком общей географии, — показывает книгу Людмила Романовская. — Курс 11-го класса называется «Глобальные проблемы человечества». Здесь мы говорим о мировых экологических и социально-экономических проблемах. Но, несмотря на отсутствие регионального обзора, каждый параграф содержит рубрику «Мир и Беларусь», которая фокусирует внимание детей на том, как та или иная ситуация, проблема, тенденция находит отражение в нашей стране. И я хочу сказать: нам есть чем гордиться. 

Национальный контент есть даже в задачках по математике. Здесь машины выезжают не из пункта А в пункт Б, а, скажем, из Минска в Витебск. Из учебника астрономии ребята узнают, например, как созвездие Кассиопеи отражалось в представлении белорусов — в истории и культуре.

В этом году одиннадцатиклассников ожидают 14 новых учебников.

Учебник, которым можно гордиться 

Говоря о новых учебниках, Людмила Романовская подчеркивает: задача перед авторскими коллективами стояла непростая. Старые учебники много ругали. Нужно было создать ни много ни мало учебник, которым можно было бы гордиться. И, убеждена специалист, у авторских коллективов это получилось. В 2021-м одиннадцатиклассников ожидают 14 новых учебников. Информация, заверяют авторы, подана нестандартно и интересно. Например, в обществоведении активно использована инфографика, интригует Людмила Романовская: 

— Мы знаем, что учебники ждут с нетерпением. Ребята, которые в этом году придут в 11-й класс, вообще первопроходцы. Они первыми тестировали все наши учебники. Они ищут QR-коды, инфографику, поскольку умеют с этим работать и получают удовольствие от всего нового. 

К слову, авторам предстояло решить еще одну важную задачу: как в один учебник уместить возможности для использования на базовом и повышенном уровнях обучения? Подсмотреть решение задачи было негде — полагались только на себя. И оно было найдено. 

— Мы обеспечили возможность изучения предметов на повышенном уровне с помощью электронных приложений. На национальном образовательном портале есть ресурс profil.adu.by. Реализовано это таким образом: в базовом учебнике в определенных местах есть ссылки на электронные помощники. Кстати, при желании можно работать только с электронными приложениями, которые масштабируются на любой гаджет. Причем доступ к ресурсу есть у любого учащегося независимо от класса. Исключение составили лишь материалы для повышенного уровня по алгебре и геометрии: они вошли в сборники задач и появились в бумажной версии.

Похоже, новые учебники пришлись по душе не только школьникам, но и их родителям. По крайней мере, ни жалоб, ни негативного сравнения с учебниками советской эпохи в НИО последние годы уже не слышали. Впрочем, специалисты поясняют феномен старых учебников банальной привычкой. Выросшим в те времена, чтобы вспомнить тему и помочь ребенку в изучении материала, удобнее ориентироваться в учебниках своего детства. Сегодняшний учебник — инструмент новый. Его нужно уметь использовать, говорит Людмила Романовская: 

— Здесь много нюансов, которые под силу уже молодому поколению. Они растут в новой действительности. Нам ни в коем случае нельзя говорить, что учебник должен быть примитивным. Нельзя открыть учебник, посмотреть в полглаза и сказать, мол, я все знаю. Учеба — это труд. 

В ТЕМУ

Еще одно значимое событие года — выпуск белорусского букваря, рассказала Людмила Романовская. Презентуют новинку к Дню белорусской письменности: 

— Хотелось сделать учебник необыкновенным — все же это первая книга в жизни многих первоклашек. И мы использовали для малышей отснятую на «Беларусьфильме» серию мультфильмов, главной героиней которых стала девочка Кириллица. Каждой букве белорусского алфавита посвящен хороший и познавательный мультфильм, который можно посмотреть через QR-код.

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter