Знакомьтесь: «Вепри»

Что может быть лучше вечером трудного дня, чем хорошее регби!..

Что может быть лучше вечером трудного дня, чем хорошее регби! Особенно, если на улице моросит холодный дождь, под ногами хлюпает мокрое поле стадиона, затерянного в промышленных кварталах города, а освещают все это действо два подслеповатых фонаря. Не впечатляет? Лично я знаю как минимум 15 человек, которые мирному бубнению телевизора и прочим прелестям семейного очага предпочитают мужскую суровость мокрого стадиона, уверенно заявляя, что для регби плохой погоды просто не существует. Даже в Беларуси, где большая часть населения и не представляет, что кому–то может прийти в голову развивать этот экзотический, но зрелищный и с недавних пор олимпийский вид спорта. А белорусскому регби тем временем уже почти 6 лет...


Траектория мяча


Что мы вообще знаем о регби? В представлении большинства из нас это 30 (или 14 в зависимости от разновидности игры) здоровенных мужиков, кричащих непонятные, но грозные «приветствия»–хаку перед началом матчей, бегающих, сшибающих друг друга на полном ходу и сваливающихся в невообразимую кучу малу, в которой неподготовленный болельщик может и не разобраться. «Это распространенное заблуждение, — улыбается Александр Данько, директор первого и по сей день единственного в стране регбийного клуба «Вепри». — Многие считают, что регби — это простая игра. Этакое бездумное «бей — беги». На самом же деле это и хитрые комбинации, и техника, и тактика...» А еще сила, азарт и первобытные эмоции. Ими насквозь пропитана любая встреча регбистов, которые уже почти две сотни лет собирают миллионную аудиторию по всему миру. Впрочем, и в Беларуси, если покопаться в истории, с эллипсовидным мячом бегали еще в прошлом веке. В 30–е годы в чемпионате СССР (был, представьте, и такой!) даже выступала минская команда «Техникум физкультуры», а матчи собирали тысячи болельщиков. После войны, правда, регби упразднили как «буржуазный» вид, и сведений о тех временах сохранилось немного. «По большому счету, Беларусь — едва ли не единственная страна на постсоветском пространстве, где до прошлого года фактически не было регби, да и сегодня отсутствует даже соответствующая федерация», — говорит Виталий Валуй — один из тех ребят, которые в 2004 году под руководством неведомо каким ветром занесенного в Беларусь южноафриканца Якобуса Петруса Вандерберга начали осваивать азбуку этого гибрида борьбы и футбола. — Как–то спонтанно все это вышло. Я борьбой занимался. Потом увидел пару матчей по телевизору, полез в интернет узнать больше об этом виде спорта и наткнулся на объявление о наборе белорусской команды».


Первую «сборную Беларуси» собирали из тех 17 — 20–летних ребят, которых Вандерберг — бывший профессиональный игрок и большой поклонник регби — сумел «заразить» своим увлечением. Стоит отметить, что за 3 неполных года Вандербергу удалось многое. Заинтересованные разворачивавшимися на школьном стадионе событиями, в команду начали приходить новые люди, в тогда еще Академии физического воспитания организовывались теоретические занятия, двое белорусских ребят были приглашены на тренерские семинары в Польшу, а вскоре в Минске появилась и первая детская команда. Однако в 2007–м инициатор идеи уехал домой, и вновь о регби в Беларуси заговорили лишь год назад, когда случайно пересекшиеся на просторах интернета Валуй и Данько решили предпринять вторую попытку сыграть в регби.


Сборная выходного дня


Тренировка клуба «Вепри» начинается с молитвы. «Господи, охраняй нас от травм», — просят игроки, после чего приступают к отработке комбинаций и силовых «входов», разыгрывают «коридоры» и выбросы мяча. Под ногами хлюпает грязью раскисшее поле, ноги скользят по опавшим листьям, но ребят подобные мелочи, похоже, совершенно не заботят. Как не сильно пугает и необходимость лезть после окончания тренировки под холодный душ — горячей воды в раздевалке нет. «Да вы что — отличные условия! — улыбается Валуй. — Вот когда мы только начинали, переодеваться приходилось прямо на стадионе. В мороз. А после тренировки ребятам даже помыться негде было. Так и ездили едва ли не в спортивной форме и бутсах через весь город на общественном транспорте».


Каждые выходные Александр Данько садится в машину и едет в Вильнюс. Там свои матчи в очередном туре местного чемпионата играет команда «Гележинас вилкас», игроком которой является нынешний тренер белорусского клуба Игорь Жидецкий. Вандерберг был настоящим профи, и те нюансы и хитрости, которым он 6 лет назад сумел научить ребят, по сей день помогают им одурачивать соперников. Новому поколению подобного опыта и подобного тренера катастрофически не хватает. Да и откуда им взяться, если, несмотря на свежеприобретенный олимпийский статус, регби в Беларуси остается скорее хобби, нежели возможностью бороться за олимпийские награды. Студенты, предприниматели, преподаватели, менеджеры, работники милиции и бывшие спортсмены... «Все работают, спорт им денег не приносит, а потому и требовать от них серьезного подхода к тренировкам нереально», — по словам Жидецкого, нерегулярная посещаемость остается едва ли не главной проблемой в тренировочном процессе. А между тем минская команда в нынешнем году принимала участие в турнирах в Финляндии, Польше и Украине, а в следующем сезоне планирует заявиться в литовский чемпионат. И полноценный состав для этого — минимально необходимое требование.


Требуются «плохие мальчики»


Наверняка желающих заниматься регби было бы гораздо больше, но сказывается отсутствие информации, — в свою очередь, рассуждает Валуй. — Мы постоянно ходим по университетам, по дворам, оставляем везде свои визитки, но все это — капля в море». Тем временем сами директора школ, ознакомившись с идеями ребят, еще 6 лет назад выражали живой интерес к развитию английского спорта в белорусских школах. «Когда в Гонконге начали развивать регби, преступность за год снизилась едва ли не наполовину, — объясняет Жидецкий. — В секции ведь приходили в основном трудные подростки, а после тренировки ни агрессии, ни просто сил у людей не оставалось. Более того, командный дух менял людей, заставлял иначе взглянуть на жизнь».


Федерация регби, появление которой в Беларуси планируется в следующем году, должна решить часть проблем. Международная федерация постоянно оказывает помощь странам, где этот спорт только зарождается, но без официально зарегистрированной структуры перечислить средства не может. Как не могут и директора школ вести переговоры с «неофициальными лицами». Да и в плане привлечения новых игроков это будет серьезным шагом вперед. К слову, в следующем же году «Вепри» планируют провести и первый показательный матч. «Нам недавно ирландцы звонили, — делится новостью Александр Данько. — Они очень заинтересовались нашими инициативами, предложили в апреле приехать в Минск и сыграть с нами товарищеский матч. Зная уровень этой команды, зрелище должно быть очень интересным». «Вепри», естественно, не против такой рекламы. Да и спарринг в их случае — штука столь же редкая, сколь и полезная. Другое дело, что ни специализированного поля, ни даже регбийных ворот в стране нет. «Раньше мы, как говорится, без ворот тренировались, — объясняет Валуй. — Удары отрабатывали, конечно, но приблизительно. Из–за чего постоянно и проигрывали на международных турнирах. Но к этому матчу, с которым мы связываем большие надежды, постараемся изготовить специальные съемные накладки на футбольные ворота. А там, глядишь, о нас вспомнят и помогут. Начинать–то всегда трудно...»


Кстати


Олимпийский дебют регби состоялся в 1900 году в Париже. Хозяева Игр стали первыми в истории олимпийскими чемпионами. В 1908 на Играх в Лондоне победу праздновала сборная Австралайзии (составленная из игроков Австралии и Новой Зеландии), уверенно переигравшая своего единственного на этом турнире соперника — команду Англии. В программу Игр 1904 и 1912 гг. регби не входило. В 1920 году в олимпийском Антверпене первенствовала команда США. И на этот раз исход турнира решался в единственном матче: будущих чемпионов против сборной Франции. После парижской Олимпиады по ряду причин, в первую очередь из–за отсутствия единой международной федерации, регби надолго исчезло из олимпийской программы. Ситуация стала меняться в 1990–е, когда IRB взяла под свой контроль проведение крупных международных соревнований и получила официальное признание


МОКа. В 1997 году на сессии МОКа регби вновь было признано олимпийским видом спорта. Одну из его разновидностей — регби–7 — включили в программу Олимпийских игр–2000 в Сиднее в качестве показательного вида.


Прямая речь


Георгий Катулин, генеральный секретарь НОКа:


— О какой–то помощи белорусскому регби можно говорить лишь с того момента, как в республике будет зарегистрирована федерация. В этом случае мы могли бы официально представить ее в МОК и включать в работу различных программ по поддержке вида спорта. Пока же федерации регби у нас нет, а потому и рассчитывать этот вид спорта может лишь на свои силы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter