Сегодня первому Герою Беларуси Владимиру Карвату могло бы исполниться 60 лет

Знаете, каким он парнем был

  Неунывающий младший сержант В.Карват сдает экзамен.

СЛОВО — РОДНЫМ И ЗЕМЛЯКАМ

— Взгляните на книгу выдачи аттестатов. Четверки, троечки, несколько пятерок. Он был обычным парнем, звезд с неба не хватал,Елена Китленко, учитель истории брестской средней школы № 8, где учился Владимир Николаевич, проводит экскурсию по музею Карвата. Парадная шинель, костюм для полетов, китель, шлем... В экспозиции — личные вещи и документы первого Героя Беларуси. Елена Китленко продолжает:

— Владимир очень увлекался спортом. И конечно, как многие его сверстники, мечтал стать летчиком. Его старший брат поступил в училище военной связи, одноклассник — в вертолетное. Володя выбрал полеты на большой высоте. И отправился в Армавирское высшее военно–авиационное училище. Впоследствии он вспоминал свой первый полет. На плацу собрались однокурсники... Дрожащей рукой молодой летчик взялся за рычаг управления, а инструктор подошел и подбодрил: «Не тушуйтесь, Карват. Все у вас получится!»

Учитель истории Елена Китленко проводит экскурсию в музее В.Карвата.
ФОТО АЛЕКСАНДРА МИТЮКОВА.

Владимир рано остался без отца. И всю жизнь трепетно относился к матери Агриппине Дмитриевне, пережившей сына на 18 лет. О ней, продолжает Елена Китленко, в школе сохранились не менее теплые воспоминания:

— Это был великолепной души человек. Очень скромная женщина. Где бы сын ни был, всегда отправлял ей открытки ко дню рождения. Писал очень трогательные письма, в которых делился всем, что происходит у него в жизни. А когда мать приехала к нему в Армавир, он подбежал к ней, обнял. Сказал: «Ты такая красивая, как невеста на выданье! Горжусь такой красивой матерью!»

Кажется, жизнь Владимира Карвата была насыщена любовью. К матери, Родине и, конечно, супруге Нине, с которой они познакомились еще в юности. Девушка дождалась летчика из училища, и на выпускной вечер они летели уже вместе. Их союз преодолел расстояние в тысячи километров и часов. И оборвался в одно мгновение.

***

Нина Кирилловна Карват живет в Бресте. Одна. Замуж во второй раз так и не вышла, на памятных мероприятиях она редкий гость. Трагедия сильно сказалась на ее здоровье. Вдове Героя до сих пор больно вспоминать те дни:

Молодожены Владимир и Нина Карват. 1979 г.
— Жаль, что Володя не увидел, какими стали его дети, не дожил до внучек. Это был порядочный, тихий, спокойный, уравновешенный, уверенный в себе мужчина. Очень хороший папа. Согласитесь, такое бывает не в каждой семье. Несмотря на загруженность, он всегда находил время для спорта. А мы ходили за него болеть: на футбол, хоккей. У нас было все...

Сын Владимира Вячеслав по военной стезе не пошел, хотя, признается Нина Кирилловна, изначально мечтал. Но жизнь сложилась по–другому. Парень увлекся конным спортом, отучился в Академии ветеринарной медицины, а сейчас живет в России. Работает управляющим в магазине. Дочь Героя Екатерина живет в Бресте. Сейчас в декретном отпуске. Три внучки — отрада Нины Карват. Но к ней они лишь приезжают в гости, пусть и часто. Голос вдовы летчика чуть дрожит:

— Если мне что–то нужно по дому, откликаются военнослужащие 115–го зенитного ракетного полка. Моя жизнь — одиночество. Но Володя поступил так, как нас воспитывали. Думать не только о себе. Надеюсь, такие люди есть среди подрастающего поколения.

***

Двери музея Владимира Карвата в СШ № 8, которая носит его имя, открыты круглый год. Сюда часто приезжают учащиеся, работники различных организаций. В день рождения Героя во дворе школы проводится торжественный митинг и возложение цветов и венков к бюсту Карвата, установленному на пересечении улицы Гоголя и бульвара Космонавтов в центре города. Его именем названа улица в Бресте, там же установлена мемориальная доска.

Традиционными стали турнир по волейболу среди школ Ленинского района Бреста и международные соревнования по вольной и греко–римской борьбе памяти Владимира Карвата. В этом году X межгосударственные состязания прошли в легкоатлетическом манеже. В восьмой школе идет неделя памяти. Дети участвуют в конкурсах рисунков, моделирования, проводятся тематические классные часы.

Улица Карвата есть и в деревне Арабовщина. Во дворе местной школы, которая тоже носит имя пилота, установлен монумент: хвост самолета, вонзившийся в землю. 23 мая там также проводится памятный митинг. Именем Героя назван сквер в Барановичах. На территории 61–й истребительной авиабазы создан музей Владимира Карвата. Елена Китленко говорит, обозначено и место падения самолета:

— Это место летчики называют «камень». Оно окультурено. Там всегда есть цветы. Люди помнят...

Александр МИТЮКОВ.

mityakov@sb.by

Эстафета подвига

Во время работы над материалом о Герое Советского Союза полковнике Иване Ефимовиче Жукове «Место подвига — «Кричев–6», который со страниц «СБ» в августе этого года рассказывал о том, как этот летчик–испытатель сумел посадить горящий МиГ, я поймал себя на мысли, что в его биографии очень много общего с биографией Карвата. Оба первоклассные летчики–истребители авиации ПВО, оба летали на истребителях ОКБ Микояна, оба стали Героями в небе Беларуси. В 1981 году мужество и героизм проявил Жуков, через пятнадцать лет — Карват. И обстоятельства ЧП очень похожи. Но и это, как оказалось, было еще не все...

В небе МиГ-23УБ.

Оказалось, что небесные дороги Жукова и Карвата пересекались самым непосредственным образом. Летчики не только встречались, но и поднимались в небо с одного аэродрома и на одних и тех же самолетах–истребителях МиГ–23! Более того, в 1988 году (ровно 30 лет назад!), заканчивая на Дальнем Востоке на аэродроме «10–й участок» полеты на боевых самолетах–истребителях, Герой Советского Союза, старший инспектор–летчик ВВС ПВО, заслуженный летчик СССР полковник Иван Жуков, образно говоря, вручил ключи от неба, передавая эстафету командиру звена 301–го истребительного полка ПВО летчику 1–го класса капитану Владимиру Карвату и его боевым товарищам.

Удивительно, но судьба словно заранее предопределила их встречу. В мае 1977 года Иван Жуков в «придворном» 192–м истребительном авиаполку (здесь летало руководство ВВС ПВО), базировавшемся на подмосковном аэродроме «Клин–5», впервые поднялся в небо на новом для себя учебном самолете–спарке МиГ–23УБ. После контрольного полета в зону с инструктором он пересел в кабину боевого истребителя МиГ–23М и совершил на нем первый самостоятельный полет по кругу. В том же 1977 году Владимир Карват стал курсантом Армавирского высшего военного Краснознаменного училища летчиков, которое окончит в 1981 году именно на МиГ–23М!

МиГ–23 — это целая эпоха в советской истребительной авиации. На сверхзвуковой самолет третьего поколения с изменяемой стреловидностью крыла (от 16 до 72 градусов) возлагались большие надежды. Любопытно, что председателем Государственной комиссии по испытаниям МиГ–23 был наш легендарный земляк–белорус — Герой Советского Союза маршал авиации Иван Пстыго. Революционный, буквально сотканный из новинок самолет был с норовом и очень долго «брыкался», сбрасывая с себя седоков–неудачников в лице лучших летчиков–испытателей: по аварийности «раскладушка» стойко и очень долго занимала первое место среди всех типов военных самолетов. В 1980 году в результате летных происшествий было потеряно 18 «двадцать третьих». В этом скорбном списке и МиГ–23УБ, на котором 15 марта вместе с летчиком–инструктором капитаном Сергеем Зыгиным разбился однокашник Карвата курсант Виктор Сосновский. В год их выпуска из училища, увы, сложили свои крылья еще 24 МиГ–23, а самым черным в их истории стал 1984–й — потерян 41 самолет! Только с 1980 по 1991 год по причине аварий и катастроф наша авиация лишилась 291 истребителя МиГ–23... Не случайно, что старший инспектор–летчик ВВС ПВО полковник Жуков очень часто «гостил» с проверками в авиаполках, летавших на «двадцать третьих». К концу 80–х годов на них в ВВС ПВО летал уже 31 полк.

Владимир Карват (в центре) после вылета на МиГ-23М.

В декабре 1981 года после окончания училища лейтенант Владимир Карват прибыл в 301–й истребительный полк 28–й истребительной дивизии ВВС Дальневосточного военного округа, который дислоцировался на аэродроме «10–й участок» («Калинка») в 20 километрах юго–восточнее Хабаровска. Здесь Владимиру Николаевичу будет суждено прослужить почти 13 лет. За это время он в совершенстве освоит истребители МиГ–23М, МиГ–23МЛ, МиГ–23МЛД, МиГ–23П. Летчиком он был, что называется, от бога. Стремительно, не задерживаясь на них более двух лет, прошел он все основные летные ступеньки: летчик, старший летчик, командир звена, заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи, заместитель командира полка по летной подготовке. Не имел задержек и в присвоении очередных воинских званий. И все это в одном и том же 301–м полку. Это насколько же должен был быть значим, заметен и ценен его летный и командирский талант, чтобы продвигался по службе именно Карват, а не кто–то из его сослуживцев. Летная профессия она особая, в кабину самолета вместо себя дядю не посадишь. Вот — самолет, вот — небо. Взлетай и показывай, на что способен.

После того как в 1986 году 301–й полк передали из ВВС ДВО в 8–й корпус 11–й отдельной армии ПВО, аэродром «10–й участок» с проверкой посетил и полковник Иван Жуков. Визит из Москвы летчика такого уровня, Героя Советского Союза — незабываемое событие для любого полка. Владимир Карват в том году стал летчиком 1–го класса и проверки не боялся. Не сплоховали и другие летчики 301–го иап. МиГ–23МЛ они освоили хорошо и были готовы к полетам и боевому применению в коварном и порой непредсказуемом дальневосточном небе.

Герой Советского Союза полковник Иван Жуков в кабине МиГ-23П. 1988 г.

Так было угодно судьбе, что свой не крайний, а именно последний полет на боевом истребителе Ивану Жукову будет суждено совершить именно в 301–м полку. 3 июля 1988 года с аэродрома «10–й участок» он поднимется в небо на истребителе–перехватчике МиГ–23П и на высоте от 4 до 7 тысяч метров проведет с летчиками полка показательный воздушный бой. Это будут последние 52 минуты налета на боевом самолете в его невероятной летной биографии, бухгалтерия которой просто потрясает: 4.346 безаварийных полетов с налетом 2.734 часа и 47 минут!

А через два месяца после инспекции Жукова Владимира Карвата повысят в должности, он станет заместителем командира эскадрильи.

В Армавирском училище сержант Карват на самолетах Л–29, МиГ–23УБ, МиГ–23М налетал 166 часов. В 301–м полку на МиГ–23 всех модификаций его налет составит 1.023 часа 20 минут. 22 февраля 1990 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командир лучшей в полку 1–й эскадрильи майор Карват был награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени. 26 ноября 1992 года, за два дня до 34–летия, словно в подарок, его назначат заместителем командира полка по летной подготовке. Но начался парад суверенитетов, и подполковник Карват пишет рапорт на перевод в родную Беларусь. В 1994 году расформировывают 301–й иап, а Карват получает назначение в 61–ю истребительную авиабазу, которая дислоцировалась в Барановичах, на должность начальника воздушно–огневой и тактической подготовки.

Без проблем переучился Карват на истребитель–перехватчик четвертого поколения Су–27П, на котором он впервые поднялся в белорусское небо 1 февраля 1995 года...

Последний полет

В роковой день 23 мая 1996 года в 61–й авиабазе проводились полеты в две смены. Во вторую, ночью, подполковник Карват должен был выполнить учебный полет по упражнениям 314 (полет в облаках с большими углами крена и тангажа) и 318 (полет на отработку тактических приемов воздушного боя в облаках на малых высотах). Выполнять это задание ему было суждено на Су–27П, выпущенном на авиазаводе в Комсомольске–на–Амуре 3 апреля 1991 года и имевшем налет всего 123 часа! 23 мая летчики авиабазы выполнили на нем 7 полетов. Восьмой, ставший последним, который длился всего 10 минут 35 секунд, выпал на долю Карвата.

В 22 часа 44 минуты он поднял «сушку» в небо. Заняв вторую пилотажную зону, летчик сделал энергичный левый вираж, затем правый, разгон, торможение... Самолет начало лихорадить уже на седьмой минуте полета. Как впоследствии установили по информации «черного ящика» специалисты летающей лаборатории НИИ ЭРАТ ВВС России, которые занимались исследованием обстоятельств катастрофы, на самолете в результате течи гидросмеси возник пожар, приведший к отказу системы управления самолетом. Причина течи до обидного банальна — коррозия, возникшая в результате недостаточной затяжки обжимной гайки или ее ослабления из–за некачественной контровки. Конструктивно–производственный недостаток...

О бушующем в отсеке левого бокового обтекателя хвостовой части фюзеляжа пожаре Карват не знал, так как именно здесь, как назло, не было датчиков пожарной сигнализации. Несмотря на приказ руководителя полетов немедленно катапультироваться, он до последней секунды боролся с вырывающимся из повиновения самолетом. Владимир Николаевич ценой своей жизни не допустил падения истребителя на деревню. Поступил так же, как ушедшие в бессмертие курсанты Армавирского авиаучилища Павел Шклярук, Николай Осипов, Вячеслав Рассохин, как выпускник училища майор Борис Рябцев, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза, который отвел в сторону падающий на город Горький истребитель МиГ–21ПФС.

Памятный знак, посвященный подвигу Карвата, в д. Арабовщина.

Указом Президента Республики Беларусь № 484 от 21 ноября 1996 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, подполковнику Карвату Владимиру Николаевичу было посмертно присвоено звание Героя Беларуси. 5 февраля 1998 года Александр Григорьевич Лукашенко вручил вдове летчика Нине Кирилловне для памятного хранения его Золотую Звезду за номером «001». В память о совершенном Владимиром Карватом подвиге в деревне Арабовщина установлен обелиск в виде хвостовой части самолета МиГ–23УБ. Большая часть летной биографии летчика–героя связана с самолетами именно этого типа.

Николай КАЧУК, специально для «СБ».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter