Жизнь в космосе сцены

Я убеждена: пройдет время и Светлану Окружную назовут великой белорусской актрисой.
Я убеждена: пройдет время и Светлану Окружную назовут великой белорусской актрисой. Ольга Скорочкина, кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга, специально приехала смотреть в Беларусь игру Окружной. И вот что написала после: "Невозможно не заметить, что в русском театре есть две актрисы, с которыми Светлана состоит в явном и тайном сходстве: Ольга Яковлева, актриса театра Эфроса, и легендарная Мария Бабанова. Они словно сестры, потерявшиеся в разных городах..."

Семен Казимировский, заслуженный деятель искусств БССР, известнейший режиссер, много работавший с Окружной, ныне живущий в Стокгольме, воскликнул, приехав "опять взглянуть на актрису": "Такие цветы природа рождает не часто!"

Известный режиссер парижского театра "Адеон", председатель Союза европейских театров, Элли Малка после спектакля "Рецепты Макропулоса" с Окружной в главной роли произнес: "Вы, Светлана, одна из самых лучших исполнительниц этой роли в Европе. Очень хотел бы с вами поставить "Даму с камелиями". А на Днях Беларуси в Париже не скрывал своего восхищения актрисой великий кутюрье Пьер Карден.

Наш талантливейший Николай Пинигин, ставивший не один спектакль "на Окружную", уже не смущаясь, заявил: "Она одна из редких великих актрис Беларуси".

Сегодня Светлана Артемовна Окружная - народная артистка Беларуси, обладательница самых известных театральных наград: "Хрустальной Павлинки", Гран-при Международного театрального фестиваля "Славянские театральные встречи" - живет в Витебске, играет на сцене Академического театра им. Я.Коласа. Кроме того, представляет наши с вами интересы в Совете Республики Национального собрания. Как справляется с новой для себя миссией? Сошлемся на высказывание коллеги Светланы Артемовны, председателя Комиссии по социальным вопросам Анатолия Новикова: "Очаровательная женщина, блестящая актриса, человек, искренне радеющий за судьбы простых людей. Поражаюсь мужеству этой хрупкой женщины".

Родом из детства

- Я люблю свое детство. Оно живет во мне. Именно в нем я нахожу ответы на самые сложные вопросы, которые мне пришлось задавать себе, чтобы выжить в буквальном смысле этого слова: кто я? почему все произошло со мной так, а не иначе? зачем? В детстве "хранятся" самые мои яркие образы счастья. Помню, какое испытала потрясение, когда на вступительном экзамене мой будущий и самый главный учитель - народный артист БССР профессор Дмитрий Алексеевич Орлов сказал: "В этой девочке что-то есть!" Вот оно! То, чего я так ждала!

Я была третьим ребенком в семье, третьей девочкой. Папа - фронтовик-танкист так расстроился из-за этого, что не хотел даже маму вместе со мной забирать из роддома. А когда впервые взял на руки - я раз и навсегда стала его любимицей. Когда решила стать артисткой, невзирая на сомнения, он меня поддержал. Именно он решил, что учиться я буду в театральном вузе в Минске, на его родине - мы ведь тогда жили во Львове. Он будто верил: родина поможет. И действительно, на мой ученический век так сошлись звезды, что меня учили, пожалуй, самые блистательные мастера белорусской сцены, чьи имена золотом вписаны в театральную историю страны. Дмитрий Орлов, Борис Платонов, Борис Эрин, Семен Казимировский...

Юность пролетела как один миг - первая и самая яркая в жизни любовь в выпускном классе. Первые роли, первые переживания успеха, первый ужас от столкновений с завистью, первое сознание того, что артист - полностью зависимое от миллиона разных обстоятельств и людей существо.

Университеты актерства

- Актерству учат роли и сама жизнь. Очевидно, так уж устроена моя сущность - я могу играть, входить в образ, когда внутренне свободна. И за эту свободу я сражалась. За нее пробовали бороться многие актеры, шли разными путями, увы, не у всех получалось - не мне вам говорить, как много звезд сгинуло от отчаяния, погружаясь в алкоголь, у кого-то просто не выдерживало сердце. Я же старалась не терять себя. А это значит не шла ни на какие компромиссы, отстаивая свою творческую, внутреннюю свободу. Многим это было не по вкусу. Ведь одержимый человек всегда завышает планку творчества не только для себя, но и для других, имеет на все свою точку зрения. Меня поэтому часто обвиняли то в самокопании, то в постоянном излишнем беспокойстве (бесконечные сомнения, поиски, эксперименты). Я отчетливо понимала, что усложняю себе жизнь, но все это было для меня не важным, главным оставалось творчество. В нем была вся моя корысть, все мое существо, мое предназначение, моя судьба... Надо признать, что такая позиция все-таки дарила мне творческие удачи, признание. Со мной работали - и с удовольствием (!) - многие известные режиссеры, актеры, а некоторые стали друзьями. Я это очень ценю...

Рок

- Я верю в судьбу. Трудно сказать, счастливую ли я прожила жизнь. Знаю только одно: Господь подарил мне букет радостей и страданий. Были тяжелейшие моменты. Казалось, не выдержу, но какие-то неведомые силы поднимали меня. Успех и беда постоянно ходили со мной рядом. Говорят, что испытания человеку даются не зря, что они растят душу. Может быть, может быть... Мое первое горе - смерть старшей сестры, десятиклассницы, отличницы. Болезнь ее была мучительна и так неуместна для молодости, которая-то и дается человеку, чтобы испить счастье. Я рано заглянула в глаза смерти. Потом, я думаю, мой ангел-хранитель подставил мне свое крыло. Это было очень хорошее время: карьера на взлете - роли, признание, аплодисменты. Перед премьерой брехтовской "Мамаши Кураж", где я играла роль Катрин, мы возвращались на машине после выездного спектакля и попали в автокатастрофу. Два дня без сознания, больница... Но я отчаянно карабкалась: дома ждал 3-летний Митюшка, ждала премьера, которую пришлось сыграть лишь спустя полгода. Но на этом мои испытания не закончились. Через два года на гастролях в Минске мой партнер во время генеральной репетиции роняет меня в оркестровую яму. На этот раз последствия были более серьезными. Как кто-то сказал из вашей журналистской братии: "Складывается впечатление, что судьба почему-то взяла привычку казнить вас за успех!" Но я собрала всю свою волю, чтобы выжить. Мне казалось: еще немного усилий - и все поправится. И я поднялась, но до счастья не дотянулась... Время так распорядилось, что физические страдания не все, что есть в арсенале судьбы, если она задумала для тебя испытания! После ухода Семена Савельевича Казимировского в театр пришел новый главный режиссер, который разделил театр на наших и не наших. В его группу я не попала. Он меня "не видел". И потянулись месяцы бездеятельности, годы ожиданий, еще более страшные, чем те, которые я провела, сражаясь с недугами. Легко было сорваться, окунуться в депрессию. Мой былой успех, десятки ролей, моя жажда работы - все это никого не волновало... Я осталась одна со своей болью. Но и это надо было выдержать. Умение ждать - тоже великое дело. Занялась воспитанием сына, самообразованием, вела студию...

А потом из-за туч выглянуло солнце. В театр вернулся Борис Эрин и началось долгожданное... Одна роль привлекательнее другой. Незабываемая Франка в "Хаме" Э.Ожешко, снялась у Игоря Добролюбова в телефильме "Плач перепелки", пришло первое лауреатство. Мне стало казаться: все плохое осталось позади - так захватывающе работалось, такие планы задумывались. А тут еще мой сынок Димочка женился, у него родился маленький Артемка. Нет, я никогда не могла и предположить, что все ближе и ближе подбирается ко мне худшее...

Юный папаша мог вполне получить отсрочку от армии, но Дмитрий не воспользовался ею и, как все мужчины нашего рода, ушел в солдаты. Помню, как-то пришла домой после спектакля - на душе сумрачно, подошла к темному окну. Что происходит? Почему беспричинно текут слезы? И вдруг резкий звонок телефона: "Ваш сын ранен, травмирован позвоночник. Он в реанимации, паралич..." Больше я ничего не слышала, все поплыло перед глазами.

Почти три года день за днем я не отходила от сына. Операции, больницы. Приговоры врачей: "Такие не выживают". А я вставала каждое утро и шла врукопашную со страшным приговором. Говорить о боли, когда видишь ежедневно погибающим свое дитя, не буду. Говорить о том, что не раз и не два казалось, что уже нет сил самой жить, не хочу. Вспоминать, как, концентрируя свои силы на сыне, я доводила себя до беспамятства, трудно. Поверьте, если бы и взялась описать все пережитое - наверное, и сама бы не поверила, что такое можно пройти.

Но мой сын выжил! И все-таки какими бы страшными ни были эти годы, без помощи людей у нас с Димой ничего не получилось бы. Наша беда притянула к нам совершенно особенных, светлых людей, которые оказались способны слышать чужую боль, чья душа оказалась устроена таким образом, что участие для них было нормой жизни. Они даже не понимали, какими сокровищами делились с нами. Я научилась ценить вещи, о которых даже не подозревала.

Возвращение

- После пережитого я долго даже не смела думать о сцене. Мне казалось это кощунственным. Были мысли, что вряд ли у меня когда-нибудь появятся силы лицедействовать. В какой-то момент даже показалось, что я утратила все актерские навыки. Но Дима сказал мне: "Мама, возвращайся в театр, ты должна играть! Это твоя жизнь!" Я тогда будто и не услышала этой фразы. Но он стал все чаще об этом заговаривать, а я все чаще в душе позволяла себе размышлять о театре, постепенно приближая его к себе. А потом Николай Пинигин, мой чуткий и тонкий друг, отозвался на мою просьбу и вывел меня на сцену в первый раз после выстрела в мудром и изящном спектакле "Рецепты Макропулоса" К.Чапека в роли Элизы. Публика меня ждала. Я утопала в цветах. Это была награда за все. Следующей ролью была "Жанна" Ж.Ануя, о которой я мечтала всю жизнь. Возможность ее сыграть я восприняла как знак свыше. Играла мужество. Играла преодоление. Играла великую женщину.

Чему меня научила жизнь? Быть самой собой. Верить себе. А главным твоим судьей пусть будет совесть. Мне часто говорили: не слишком ли ты замахнулась? Посмотри на себя, ты ведь только маленькая, слабая женщина - а тут мужики ломаются... А я уж так, наверное, устроена - без оглядки шла, билась за мечту, за право на творчество, за право на нежность, за право на радость...

Сейчас мы с Дмитрием растим Артемку, он любим. И вот у меня снова период простой человеческой радости, простых жизненных забот. Я получила заманчивое кинопредложение от самого Али Хамраева, режиссера поразительного фильма "Бо-Ба-Бу". На мой взгляд, удался мною задуманный театральный проект - недавно состоялась долгожданная премьера "Отца" Августа Стриндберга, режиссер Барковский. Это семейная драма, суть которой - извечная борьба двух личностей, мужчины и женщины, объединившихся в семью. Актеры были замечательны!

Побывала на международном театральном фестивале в Турции. Был успех.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter