Жизнь как чудо

Кроме мировой славы и репутации «неоварвара» и первопроходца, у Эмира Кустурицы есть собственный город, оркестр и всегда очень личное мнение обо всем и обо всех...

Кроме мировой славы и репутации «неоварвара» и первопроходца, у Эмира Кустурицы, двукратного обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля есть собственный город, оркестр и всегда очень личное мнение обо всем и обо всех. О своеобразии его фильмов написаны километры критических текстов, но мудрость, тонкий юмор, режиссерская изобретательность и неповторимый почерк бесспорны в каждой из картин Кустурицы. Киноведы называют его «поэтическим реалистом», однако сам себя он предпочитает считать «православным социалистом». С удовольствием говорит о музыке, литературе, о своей деревне в Сербии, построенной по его архитекторскому проекту и привлекающей сегодня тысячи туристов, сдержаннее — о детях («члены моей семьи не любят, чтобы о них много говорили»), но «неудобных» тем и вопросов для него, похоже, не существует. В дни «Лiстапада» новый лауреат специального приза Президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» успел пообщаться и со студентами, и с журналистами, раздать несколько сотен автографов и оставить на память о себе несколько откровений, которые вполне могли бы стать афоризмами.


О Беларуси:


— Минском я доволен с любой точки зрения. Хотелось бы, чтобы так выглядели все европейские города. Я вообще большой болельщик Беларуси, поскольку ваша страна очень аккуратно принимает капитализм в свои ряды.


Мне нравится оригинальность вашей страны. Белорусский Президент — чрезвычайно сильная личность. Я не забыл, как он поддержал наш народ во время бомбежки, за что я ему очень благодарен... Есть несколько экономических теорий, позволяющих прогнозировать, насколько успешно та или иная страна пройдет путь от социализма к капитализму. У вас этот процесс идет довольно медленно. Возможно, для кого–то это и не очень удобно, но страна в итоге только выиграет.


О кино:


— Я вырос на старых советских фильмах. И многому научился благодаря картинам Пудовкина и Довженко. Собственно, у Довженко я и подсмотрел, как делать метафору. А ведь именно наличием метафоры искусство и отличается от неискусства.


Человек должен быть с чем–то идентифицирован. Но ни в коем случае не с небоскребами. Мы должны идентифицировать себя с чем–то духовного, но никак не денежного происхождения. Конечно, мы можем любить фильм «Аватар». Но зачем нам любить «Аватар», когда у нас есть «Андрей Рублев»? В конце концов, какой из этих фильмов можно назвать поэмой свободы? «Аватар», по–моему, — точно нельзя.


О литературе:


— До сих пор люблю и читаю русских авторов. Лермонтова, Гоголя, Булгакова, великих Достоевского и Толстого. Это они научили меня видеть свет... В конце концов, я и сам написал книгу. Пару недель назад прошла ее презентация в Белграде. Перевести название этой книги на русский можно примерно так: «Смерть — непроверенный слух». Думаю, со временем вы сможете прочесть ее в переводе всю целиком.


О себе:


— Я, конечно, авторитарен. Но я социалист. В моем городе, который я построил, есть все атрибуты идеальной античной деревни. Есть свой амфитеатр, баня, храм, кинотеатр, магазин... Мы сами производим молоко, творог, делаем сок. У граждан моего города нет кока–колы. Нет выборов, нет демократии. Просто там нет нужды в демократии, поскольку все любят друг друга.


Мои политические убеждения — левые интернациональные. Я верю в доброго, хорошего человека. Верю в идеализм и мораль. Хотя и осознаю, что это противоречит современным тенденциям...


О наградах:


— Что касается всех моих наград, ни одной из них я не ожидал. Просто я всегда делал свои фильмы так, чтобы мне не было за них стыдно. Точно так же ни один из моих жизненных успехов не был запланированным. Тем приятнее награда, когда ты ее не предвидел.


Кстати


Во время своего визита в Минск Эмир Кустурица в подробностях рассказал и о своем новом фильме, работа над которым уже близится к завершению. Новый проект мастера посвящен Достоевскому и состоит их трех связанных между собой новелл. Сюжет их довольно причудлив. В первой молодой человек, мечтающий экранизировать «Преступление и наказание», приезжает в Канны, рассчитывая на поддержку влиятельного продюсера. Профинансировать картину продюсер не отказывается, но взамен требует от режиссера убить... свою жену. Другая история начинается с того, что юная девушка, живущая в Белграде, решает забеременеть от внука Достоевского. И покупает билет до Санкт–Петербурга, надеясь осуществить свой план. Однако в этом ей помешает герой третьей новеллы, монах, носивший в миру имя Ивана Карамазова... На этом Кустурица обрывает свои откровения, решив, что и без того рассказал достаточно. А по поводу актеров замечает только, что «никогда не стремился работать с большими звездами, поскольку их не люблю». Ну что тут добавить? Оригинал...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter