Жизнь интереснее лекций

Час работы научит больше, чем день объяснения, говаривал Жан–Жак Руссо. Слова мыслителя эпохи Просвещения вспоминаются, когда речь заходит о непростом процессе модернизации системы высшего образования. Обучение в вузах должно быть практико–ориентированным — задача обозначена давно и озвучена неоднократно. Вузам же нужно найти здравый баланс между теорией и практикой. А сделать это не всегда легко.



В сфере гостеприимства, работа в которой невозможна без ежедневного общения с коллегами, клиентами турфирм, гостями страны, переформатирование учебного процесса идет с оглядкой на потребности рынка и работодателей. Не обходится, увы, без шероховатостей. На недавней международной научно–практической конференции в стенах факультета международных отношений Белгосуниверситета директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Молчан поделился наболевшим. В ведомство обращаются крупные зарубежные туристические компании с предложением организовать стажировку или прохождение практики студентов за рубежом в период высокого сезона. В частности, такие просьбы есть у болгарских и турецких партнеров. Однако вузы, готовящие специалистов в области туризма, не готовы отпустить своих студентов на длительный период — с марта по октябрь. Неужели нельзя скорректировать учебные планы? Заведующий кафедрой международного туризма факультета международных отношений БГУ Леонид Гайдукевич, которому был адресован этот вопрос, заметил, что в прошлом году на стажировку в Испанию было направлено несколько студентов, однако их отъезд был сопряжен с массой бюрократических проволочек. На факультете полагают, что вопросы расширения возможностей для практики учащихся нужно обсуждать на уровне Министерства образования. Ведь учебную программу в стенах вуза, причем весьма насыщенную, никто не отменял.

Андрей Молчан привел еще один любопытный пример: на Западе при подготовке отельеров принято только 20% времени уделять теории, остальные 80% — практика. На кафедре международного туризма ФМО БГУ присматриваются к мировым тенденциям: соотношение теоретического обучения и практических занятий уже приближается к отметке 50 на 50, а по некоторым дисциплинам практике отдается до 70% учебного времени. Этому способствуют внедрение дистанционного обучения и активная работа с работодателями. Кроме того, у студентов совсем скоро появится еще одна шикарная возможность подкрепить теорию — в 2019–м в Минске пройдут II Европейские игры. В дни масштабного спортивного форума в Беларуси будут работать более 8.000 волонтеров. Для сравнения: во время минского чемпионата мира по хоккею–2014 были задействованы около 1.000 добровольцев. В вузах, чьи студенты помогали тогда иностранным спортсменам и болельщикам, сделали выводы: в учебном процессе впредь необходимо делать упор на изучение иностранных языков и улучшение коммуникативных навыков. И вовсе не обязательно при этом целенаправленно готовить специалистов по туризму под проведение крупных международных мероприятий — дело ведь не в количестве, а в качестве подготовки студентов и их достойной профориентации. Добиться этого только исключительно в стенах аудиторий невозможно. Следовательно, придется задуматься и о корректировке учебных программ.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter