На «Беларусь 3» покажут новые выпуски авторской программы Владимира Орлова «Люблю и помню»

Жизнь и игра

Уже много лет режиссер, сценарист, ведущий телеканала «Беларусь 3» Владимир Орлов в своей авторской программе «Люблю и помню» вспоминает творческий путь людей, без которых сложно представить современную белорусскую культуру. С каждым из них Владимир Александрович был знаком лично — и сегодня, годы спустя, эти воспоминания приобретают особенную ценность. В понедельник в 22:50 Орлов расскажет о том, что осталось «за кадром» жизни народного артиста Беларуси Геннадия Гарбука. Днем позже в 23:35 наверняка узнаем что-то новое об известном архитекторе, одном из авторов мемориального комплекса «Хатынь» Леониде Левине. В среду в 23:40 Владимир Орлов вспомнит, каким был батлеечник, исполнитель белорусских народных песен Александр Монич. Следом ждем увлекательный рассказ об актере Юрии Казючице, а завершит цикл в пятницу серия, в которой Орлов отдаст дань памяти известному композитору и дирижеру Юрию Бельзацкому.

Экранную карьеру Юрий КАЗЮЧИЦ начал ярко — с главной роли в фильме «Полесская хроника» по циклу книг Ивана МЕЛЕЖА.

«Ну дык што, будзем у кіно спяваць?»

Геннадия Гарбука нет с нами уже пять лет. Народный артист Беларуси — для него это было не только звание, но и настоящая, поистине всеобщая, всенародная любовь. Талантливый, интеллигентный, ироничный — и ни капли звездности. Таким артист запомнился не только нам, зрителям, но и Владимиру Орлову.

— У него всегда имелось в запасе огромное количество театральных баек, которыми он с удовольствием делился, — вспоминает Владимир Александрович. — Одна из моих любимых связана со спектаклем по пьесе Александра Островского «Гроза». В финале, как вы знаете, главная героиня Катерина совершает самоубийство — бросается с обрыва в Волгу. Обычно в театре ставили такой небольшой помост, с которого прыгала актриса. Внизу лежали маты для мягкости приземления. И вот как-то во время одного из выездных спектаклей работники местного районного Дома культуры вместо матов установили за сценой батут, не предупредив об этом актеров. Естественно, героиня раз за разом «возвращалась из Волги». Геннадий Гарбук, который играл Тихона, мужа главной героини, закусив чуть ли не до крови губу, чтобы не рассмеяться, в конце концов выдал в зал: «Волга-матухна не прымае здрадніцу…»

С Гарбуком Орлова много лет связывали не только приятельские отношения, но и творческие. Народный артист Беларуси играл в спектакле Орлова «Песни волка», а также снимался в двух его фильмах.

Успел записать Орлов и Александра Монича — исполнителя народных песен, актера передвижного кукольного театра и основателя капеллы, которую так и называли — «капэла дзядзькі Моніча».

— Он встретил меня словами: «Ведаеце, кім я працую? Быком у калгасе, каровіным мужам. Таму што асемянатар я». А потом широко раскинул руки, приобнял меня и засмеялся: «Ну дык што, будзем у кіно спяваць?» — «Будзем, дзядзька, будзем», — так вспоминает свою первую встречу с Александром Моничем Владимир Орлов.

— Его «мова» была примечательной, заметной. Он не только обогащал ею национальный фольклор, но и сам часто был его создателем, сам сочинял песни. Беларусь дядька Монич знал как никто другой. Более того, для меня он и сам был воплощением Беларуси, это отражалось даже в его внешности, колоритной, яркой, выразительной, — добавляет Владимир Александрович.

История с продолжением

А вот фамилию Леонида Левина Владимир Орлов услышал задолго до личного знакомства с ним.

— Это было в 1967 году. Я тогда снимал картину «Отчий дом» в деревне Добренево недалеко от Логойска. И один из моих героев рассказал, что недалеко, буквально в нескольких километрах, строится некий секретный объект по предложению и распоряжению самого Петра Мироновича Машерова. Нам, естественно, сразу захотелось посмотреть. Когда закончили съемки в Добренево, сели в машину и рванули туда. Увиденное, мягко говоря, обескуражило, — признается ре­жиссер. — Развороченная самосвалами дорога, какие-то балки, перекрытия, емкости с растворами — в общем, ничего не понятно. Спрашиваю у одного из рабочих, кто тут главный. «А главный здесь — какой-то Левин», — отвечает он. После того как открыли мемориальный комплекс «Хатынь», этот «какой-то Левин» стал известен всему миру…

С актером Юрием Казючицем Владимир Александрович последний раз встречался 18 мая 1993 года. Дату режиссер помнит точно: в этот день в Русском театре прошла премьера «Амфитриона» — блестящего во всех смыслах спектакля Бориса Луценко, главную роль в котором исполнял артист. Владимир Орлов не скрывает:

— Впечатления от спектакля я могу передать лишь одним коротким словом — шок. Помню, как мы, семейство Орловых, сидели в зале и аплодировали ему, Юре Казючицу, выступавшему в роли Амфитриона. И разве могли мы тогда представить, что видим его в последний раз? Потому что до его смерти оставалось всего три месяца. После премьеры в Минске театр на весь июнь уехал на гастроли в Витебск. Там на первом же спектакле Юре стало плохо, он еле доиграл. К врачам не обращался, верил в народную медицину. Кончилось все радиологическим отделением Института онкологии: метастазы уже пошли в печень. До последнего дня о своем страшном диагнозе Юра не знал. И ушел всего в 34 года… Такая судьба…

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter