Жировки не краснеют

О реформе ЖКХ

Позвонила председатель одного из первых минских товариществ собственников. Бывшая. Просит помощи. Мы знакомы с Евгенией Михайловной лет десять. С тех пор, как я написала восторженный материал о том, как чудно ей и ее команде удается управлять своим 250–квартирным домом. Без ЖЭСа. С мытьем кафеля в подъездах шампунями. Охраняемой стоянкой. Консьержами. И вся эта мечта обходилась жильцам в те же деньги, что фигурировали и в жировках ЖЭСов. Это меня восхитило и весьма удивило. Ведь товарищество собственников или ЖСПК с председателем и бухгалтером на окладе в каждом жилом доме — самая что ни на есть разорительная экономическая модель управления ЖКХ.


Ведь, помимо собственно затрат на ремонт и замену оборудования, поставку воды, тепла и электричества, в таком доме появляется еще одна немалая статья расходов — на зарплату управленческого персонала. Но в ЖЭСе тоже есть директор, бухгалтер плюс главный инженер, мастер и так далее, могут мне возразить. Аргумент тут нехитрый: на зарплату директору ЖЭСа и его команде скидываются жильцы сотни домов. Одно дело — делить 5 миллионов директорского оклада на 100 человек и совсем другое — на 1.000, а то и на все 5.000. Иные накладные расходы получаются. Наивная, я тогда, восхищаясь чистотой и порядком в подъездах, не учла ключевой момент: дом–то новехонький. В нем не нужно было менять оборудование, делать ремонты, идти на капитальные затраты. А теперь время пришло. Первопроходец — Евгения Михайловна — уже не у дел (возраст не тот, да и часть жильцов ее, мягко говоря, недолюбливает — не всем смогла угодить...). И теперь она просит помощи у «СБ», потому что суммы в жировках начали зашкаливать. Штат персонала, управляющего домом, разрастается. Причем бухгалтер, мастер и инженер активно подрабатывают в соседних коммунальных предприятиях. Дом вступил в ту стадию, когда ему нужно реальное, дорогостоящее техобслуживание, денег не хватает. У жильцов накопилось недоверие к председателю. Казалось бы, что сложного: собирайте собрание и переизбирайте. «Ах, если бы это было так легко!» — восклицает с горечью Евгения Михайловна. Жильцы разделились на группки, у каждой свои мнение, интересы и требования. То, за что голосуют одни, до крайности раздражает других.


Выигрывает от этого команда управленцев. Ловко используя форму заочного голосования, опросные листы, они продолжают принимать решения от имени большинства. Правомочное собрание жильцов организовать практически невозможно. А ведь только на нем можно принять какие–то важные кадровые решения. Но еще вопрос: удастся ли? Если вы никогда не бывали на подобных мероприятиях, могу поделиться впечатлениями. Страсти накалены, трибуна переходит из рук в руки, галдеж, крики, споры. Когда дело доходит до голосования, мало кто понимает, за что, собственно, поднимали руки. Удивляет, что именно эту форму домоуправления нам преподнесли как прогрессивную. На самом деле она совершенно недееспособная, точь–в–точь как идея избрания директора на общем собрании коллектива на заре перестройки. С той лишь разницей, что это отлично прошло в товариществах: сначала «колхозом» избирают управленца, а потом никак сместить не могут.


Но самое удручающее не это. Прежде в ЖКХ у нас была одна государственная монополия ЖЭСов, теперь много мелких негосударственных. Причем если ЖЭСы были подконтрольны от А до Я, то тут — сплошная вольница. Тарифы на обслуживание формируются от затрат. Представляете, какой тут может быть полет фантазии? К примеру, договорились с исполнителем работ за одну цену, в документах написали другую. Излишки поделили. И какой жилец подкопается? Как докажет сговор? Тут уж нужна команда профессиональных следователей, не меньше.


Но такой ли мы представляли реформу ЖКХ: вместо одной государственной, но хотя бы как–то подконтрольной монополии построить множество мелких, практически неуязвимых? Не такой. Смею это утверждать, потому что чудом сохранила старую не воплотившуюся в жизнь концепцию реформы ЖКХ. В ней есть интересная идея: формирование госзаказа на обслуживание каждого дома. И создание конкурентной среды, то есть частных и государственных компаний, готовых взяться за выполнение работ. Но где госзаказ, где индикативная цена на техобслуживание конкретного дома? Только сейчас Правительство приняло очень прогрессивное постановление о том, что для обслуживающих жилье компаний будут, как в строительстве, сформированы и доведены до каждого ЖЭСа плановые цены. Экономия приветствуется, перерасход — себе в убыток. Мне кажется, вот шаг в правильном направлении. Осталось сделать еще один: подключить к такому процессу формирования цены негосударственные компании — товарищества, ЖСПК, частные ЖЭСы. А жильцам самостоятельно управлять домами со сложными инженерными системами я бы и вовсе запретила. Вредно и пагубно.

 

Советская Белоруссия №132 (24269). Пятница, 19 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter