Как живут педагоги в первом в стране доме молодого учителя

Жилье что надо

Как удержать молодого специалиста в глубинке? Пока одни над этим вопросом размышляют, другие переходят от слов к делу. C началом учебного года в агрогородке Снов Несвижского района открылся первый в стране дом молодого учителя — начинающие педагоги получили первую крышу над головой. Корреспонденты «СБ» отправились в гости к новоселам и узнали, как они обжились и почему не спешат в город.



Яркая двухэтажка на улице Михаила Карчмита в Снове успела прожить несколько жизней. Сначала здесь был пришкольный интернат, куда селили учеников из соседних деревень. Позже здание использовали для дневного сна младших школьников, которые оставались после занятий в продленке. А в итоге требующий серьезного ремонта дом отдел образования передал агрокомбинату «Снов». Несколько лет здание пустовало, но затем, рассказывает директор Сновской средней школы Галина Радоман, всего за 4 месяца агрокомбинат его полностью обновил и доверил школе под жилье. Опыт, который с некоторых пор успешно практикуют в российских регионах, заинтересовал и наших специалистов. Чтобы придать дому второе дыхание, понадобилось почти миллиард рублей, но оно того стоило: сегодня здесь 6 уютных жилых комнат, по три на каждом этаже, две кухни, ванные, подвал и даже своя собственная котельная. А бонусом от агрокомбината к отличному капитальному ремонту стала новая мебель, холодильник, стиральная машина. Даже шторами и постельным бельем обеспечили. Словом, элитные общежития Студенческой деревни в Минске могут позавидовать.



Сегодня в первом доме молодого учителя 5 жильцов. Шестая комната пока пустует, но именно сюда планируют заселить педагога–психолога, которого не хватает в педколлективе Сновской средней школы. Сюда мы заглянули, когда у учителей закончились уроки и все собрались дома пообедать. Нас встречает учитель информатики Федор Абрамович. Родился он в соседней деревне Большая Лысица, а в этом году после окончания БГПУ им. М.Танка приехал по распределению в Несвижский район. В доме он единственный парень, поэтому автоматически был назначен главным. Федор честно признается, что педагогический вуз выбрал случайно: листал справочник абитуриента и просто глаз зацепился. Но нисколько не жалеет, ведь оказалось интересно и учиться, и работать. Впрочем, не таким уж и случайным был этот выбор.


— Я работаю на полторы ставки в 6 — 11–х классах, веду информатику, а у старших классов еще физику и астрономию заменяю. Получил больше 6 миллионов зарплаты (с 20% сельской надбавки. — Прим. авт.), одному хватает. У меня полностью учительская семья: мама уже много лет учитель начальных классов, папа успел поработать учителем музыки, тетя — директор школы, даже прадед был учителем! Так что я всю жизнь то презентации к уроку готовить помогал, то еще что–нибудь...

Соседки по дому, социальный педагог и учительницы английского, рисования и физкультуры, хозяйственность коллеги уже успели оценить: говорят, и готовит вкусно, и за отоплением следит, да и на гитаре отлично играет. А как только Федор едет заправлять машину, в люди выбираются и девчонки. Можно сказать, студенческая жизнь продолжается, ведь все вместе собираются вечерами в комнате у учителя физкультуры Ольги Марчик, шутят, поют, делятся впечатлениями прожитого дня. Ольга, кстати, в Сновской школе уже второй год. Приехала после Барановичского государственного университета. В прошлом учебном году вместе с коллегой Аленой Прокопчик, социальным педагогом, жили в гостинице агрокомбината «Снов». Сейчас, наводя порядок в своей новой комнате, Оля в шутку признается, что вчера Федя назвал ее самой хозяйственной:



— Я сначала искала работу в Барановичах, а потом судьба привела в Снов. Очень рада, что так получилось. Мне всегда казалось, что это очень здорово — быть учителем физкультуры. Да что там, я и сейчас так думаю.

Не поменяла мнения о профессии и Алена, говорит, всегда нравилось работать с детьми. Хотя у социального педагога, сами понимаете, забот немало. У девушки, кстати, есть еще вторая специальность — учитель труда. Заниматься с детьми, особенно с начальными классами, нравится и учительнице английского языка Татьяне Глинской, выпускнице Несвижского колледжа имени Я.Коласа. Сейчас у нее уроки в третьем, четвертом, пятом и девятом классах, но говорит: с малышами особенно легко и увлекательно. А вот со старшими посложнее — они ведь ненамного младше учительницы.

Галина Радоман

— Я все время хотела работать в школе, и именно здесь, в Снове. На мой взгляд, это одно из самых перспективных сельских учебных заведений. А еще приятно, что помогают опытные коллеги.

За душевной беседой не можем не поинтересоваться, как молодые специалисты справляются со всевозможными планами уроков и прочей документацией. Педагоги признаются, что непросто, но в то же время для молодых и неопытных это даже полезно — надо набить руку.

Ближе к вечеру ребята возвращаются в школу. Алене, например, нужно отправить важную информацию, да и у остальных ребят хватает забот. Может, подвезти? Нет, спасибо, говорят, мы прогуляемся, вдруг это последние деньки теплой осени. Да и до школы минут пять пешком — на соседнюю улицу...

Кстати

В России первый дом учителя появился три года назад в Ульяновске. Правда, речь шла не о комнатах, а о квартирах, которые на льготных условиях получали педагоги, у которых стаж работы не менее года, при этом они обязаны проработать в системе образования последующие 5 лет. С тех пор такие проекты стали появляться в разных регионах, как и дома, объединяющие под одной крышей квартиры для педагогов, детский сад и школу.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 206 (24836). Суббота, 24 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter