Календарь и традиции

Женский мир

Календарь и традиции

3 марта — начало первой седмицы православного Великого поста.


5 марта — Пепельная среда. Начало католического Великого поста.

 


В силу традиции, сложившейся, правда, в не очень далекие времена — советские, женщинам на предстоящей неделе будет уделено особое внимание, уважение и почет, впрочем, все то, что они заслуживают получать каждый день. Но именно 8 Марта у нас отмечается так называемый женский праздник: раньше он назывался Международным женским днем, а теперь просто — День женщин. В борьбе за равноправие женщины получили равные возможности с мужчинами — например, делать мужскую работу: управлять самолетом, высотным подъемным краном и т.д., однако в «нагрузку» им так и остались их исконные, женские обязанности.


«Оппозиция» мужского и женского начал существовала всегда, она воспринималась и противопоставлялась так же, как день и ночь, вода и огонь... Традиционно сфера всего женского связана с проявлениями, символизирующими рождение, плодородие, жизнь, здоровье. Женщинам приписываются особые свойства, основанные на тесной, сакральной связи женского начала и «спараджальнай» функции земли. Женщины выполняли большую часть работы по выращиванию и сбору урожая, и у наших предков существовали необыкновенно красивые и мудрые соответствующие обряды — «покрывания поля», выполняемые молоденькой беременной женщиной, которая уже одним своим состоянием должна способствовать плодородию и богатому урожаю, «зажынкi» и «дажынкi», «залатыя сярпы» жней опеты во многих белорусских песнях. На женских плечах лежали и огородные хлопоты, большая часть работ по уходу за домашними животными, птицей. Чисто женскими считались работы, связанные с выращиванием, уборкой и обработкой льна и конопли (ну не виновато это растение, что сам человек превратил его в своего врага!). Долгими осенними и зимними вечерами, когда хозяйственные хлопоты становились не такими горячими, женщины пряли пряжу, затем наступала пора сложнейшей работы за ткацким станком. Прядение и ткачество на мифологическом уровне воспринимались как метафора к созданию мира.


Женщина в большинстве случаев должна была хорошо знать, четко и правильно выполнять как главные календарные ритуалы и обряды, так и все, что касалось семейной обрядности. Как уже отмечалось выше, особым статусом наделялись беременные женщины. Именно беременную женщину просили первой войти в новый дом. В народе знали, что беременной женщине нельзя отказывать в ее просьбах, а также что–либо одалживать, не то в доме заведутся мыши, способные сгрызть в хозяйстве все до последней крошки.


Родить ребенка, выкормить и вырастить — главная забота женщины. Мать должна обучить свое дитя, и особенно дочерей, всему тому, что понадобится в дальнейшей жизни. Спектр такой науки очень широкий: здесь уход и за младшими в семье, и за курами–утками в хозяйстве, и шитье, и вязание, и плетение кружев, прядение, ткачество — короче, все то, что подпадает под определение «умение вести дом». В случае болезни детей или других членов семьи хозяйка дома умела самостоятельно приготовить отвары из целебных трав. Так что женские сакральные знания в сравнении с мужскими носили более земной, прикладной характер, выглядели более архаичными и всеобъемлющими. В определенном смысле женщина выступала хозяйкой земли, ее внешнего и внутреннего мира.


Советская Белоруссия №39 (24422). Пятница, 28 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter