Жена по сходной цене

С 21 июля заработает механизм, не позволяющий использовать брак в качестве инструмента для легализации в Беларуси...

Жених и невеста не успели поклясться друг другу в вечной любви, как у них на руках засияло... Нет, не золото обручальных колец, а тусклая сталь наручников. Прямо из–под венца нарядные молодые отправились не за праздничный стол, а в полицейский участок. Дело было в Англии: таким образом полиция предотвратила заключение очередного фиктивного брака. Теперь невесте, 19–летней уроженке Польши, вынесено предупреждение, а ее несостоявшийся жених, 30–летний индиец, ожидает экстрадиции. Белорусская милиция действует менее жестко, но и она не собирается сквозь пальцы смотреть на незаконные попытки иностранцев обосноваться в нашей стране. С 21 июля заработает механизм, не позволяющий использовать брак в качестве инструмента для легализации в Беларуси.


Южный метод


Разумеется, в Беларуси никто не против создания крепких семей. Дело третье, кем является один из супругов — бывшим жителем Нигерии или недавней гражданкой Грузии. Лишь бы человек, приехавший к нам на законных основаниях, остался здесь честно жить и трудиться, растить детей и вносить достойный вклад в процветание страны. К сожалению, до сих пор случалось наоборот.


Не буду утомлять читателя оборотами вроде «гражданин государства с высоким миграционным риском», скажу проще — южанин. Это собирательный образ типичного иностранца, пытающегося незаконным путем получить вид на жительство. Устав от безденежья на родине, он решает обосноваться в благополучной Беларуси. Цена вопроса — от 500 до 1.000 долларов, именно столько стоят услуги фиктивной жены — белорусской дамы, которая соглашается зарегистрировать брак с иностранцем, увидев его впервые в жизни. К слову, в Польше стоимость этой незаконной процедуры доходит до 7 тысяч евро, а в Британии — до 10 тысяч фунтов.


Дальше — проще. «Счастливый супруг» требует предоставить ему право постоянного проживания в Беларуси и начинает активно воссоздавать свой старый образ жизни, но на новом месте. То есть трудиться не стремится, живет случайными заработками, а зачастую пытается устроить опорную точку для одного из двух каналов — транспортировки наркотиков или собственных соотечественников, направляющихся в Западную Европу. «СБ» еще в декабре прошлого года писала об этой проблеме: иностранцы, только–только обосновавшиеся в Беларуси, немедленно создают фиктивные предприятия и начинают рассылать приглашения — вызывать с бывшей родины якобы ценных специалистов, которые потом сложным путем — через Россию и Украину — вдруг оказываются в Евросоюзе. Тогда борцы с нелегальной миграцией разводили руками: мол, мы способны «вычислить» и закрыть лжефирму, но ничего не можем поделать с практикой фиктивных браков — эта лазейка превратилась в настоящую черную дыру, через которую в Беларусь проникают сотни нелегалов.


Но вернемся к южанину. Получив вид на жительство, он обычно приступает ко второй части своего плана — привозит в Беларусь семью. С этой целью подыскивает фиктивного мужа для своей южной жены, а потом радостно с нею воссоединяется где–нибудь в сельской местности. Так потом и живут: фактически как муж и жена, формально — как люди, состоящие в разных браках. Отмаявшись 7 лет такого полуподпольного существования, они приобретают право на белорусское гражданство, разводятся со своими фиктивными супругами и второй раз женятся, гуляя восточную свадьбу уже на белорусской земле. Затем новоиспеченные граждане вызывают в гости братьев, племянников и прочих двоюродных дедушек, каждого из которых ждет или «воссоединение семьи» с близким родственником, или очередная «поддельная» невеста. Идет новый виток теневого переселения...


По очень скромной оценке, сегодня в Беларуси заключено около 1.000 фиктивных браков. Каждый год сотни иностранцев, прибыв к нам якобы на учебу или погостить у своих недавних земляков, внезапно влюбляются и остаются здесь навсегда. А в итоге, как говорят специалисты, в Беларуси появляется «риск формирования закрытых иммигрантских сообществ, фактически не признающих юрисдикцию страны пребывания». Чем это оборачивается в Западной Европе, мы уже видели в репортажах из предместий Парижа и с улиц Осло. Нам оно надо? Вряд ли. Поэтому сегодня милиция склонна работать на упреждение, не доводя ситуацию с наплывом мигрантов до взрывоопасной.


Дело житейское?


Главная проблема фиктивных браков — их высокая латентность, то есть сложность распознавания. Молодая белоруска, за несколько сотен долларов ставшая лжесупругой иностранца, в жизни не признается, что имела корыстный интерес. Наоборот, заверит участкового инспектора, что горячо любит своего джигита, с которым ни дня не жила вместе. Правда вскроется позже, когда девушка на самом деле соберется создавать семью, тогда она потребует развести ее с «проклятым басурманом», чей след давно простыл... В департаменте по гражданству и миграции МВД припомнили, как в Брестской области развода потребовал фиктивный муж — житель Беларуси, заключивший брак с иностранкой, которую видел лишь в ЗАГСе. Причина анекдотична: «За эту роспись мне обещали заплатить денег и купить костюм, — жаловался он милиционерам. — Денег дали, а от костюма купили только брюки! Где пиджак?! Мошенники!» Но столь откровенное признание — единично. Чаще всего милиции приходилось скрупулезно собирать доказательства, что брак заключен не с целью создания семьи, а лишь для легализации иностранца. Затем дело передавалось в суд... Впрочем, и в суде самые убедительные доводы зачастую не приносили результата.


Передо мной решение Пуховичского районного суда: в иске местного РОВД о признании недействительным брака Оксаны С. и Карима З. — отказать. Милиция настаивала, что эти люди расписались лишь для того, чтобы Карим получил право постоянного проживания в Беларуси. Однако суд счел убедительными слова супругов о том, что «их брак основан на взаимной любви, уважении друг к другу, материальной и моральной поддержке». А вот тот факт, что «любящие муж и жена» живут в разных районах страны и не ведут совместного хозяйства, на решение не повлиял. Как и то обстоятельство, что Карим вызвал к себе свою бывшую жену Алтынгуль, с которой и проживает в приобретенном им доме. Живет с первой женой в Пуховичском районе, любит вторую в Борисове — подумаешь, житейское дело... Скоро и Алтынгуль получит вид на жительство.


Теперь таких нелепых решений можно будет избежать: милиция просто не допустит, чтобы заключивший подложный брак иностранец остался в стране. Совет Министров утвердил порядок получения органами внутренних дел сведений, подтверждающих, что брак с гражданином Республики Беларусь заключен фиктивно. 21 июля этот документ начнет работать.


Женись сколько угодно


— Хочу особо отметить, что механизм заключения брака не меняется, — подчеркивает начальник департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун. — Зато изменились принципы рассмотрения ходатайства о предоставлении вида на жительство иностранному гражданину, вступившему в брак в Беларуси.


Другими словами — женись, южанин, сколько угодно. А вот остаться после этого в стране ты сможешь лишь после того, как миграционные службы убедятся, что твое желание создать здесь семью — не фальшивка.


— Выяснить это нам помогут опросники, которые супруги будут заполнять по раздельности, — продолжает Алексей Бегун. — Тематика анкет не касается интимных сфер, но позволяет узнать, ведут ли супруги совместное хозяйство, как распределяют обязанности, планируют быт и проведение отпуска. Например, когда жена отвечает, что муж обожает пельмени, а тот заявляет, что это самое ненавистное для него блюдо, — у нас появляется повод усомниться в их искренности. Если расхождения окажутся значительными, в ходатайстве о предоставлении вида на жительство будет отказано.


Работа по выяснению реальных обстоятельств семейной жизни новоиспеченных супругов ляжет на плечи сотрудников отделов ДГиМ и участковых инспекторов. При этом никто не собирается заглядывать в замочную скважину или иным образом следить за молодой семьей — милиционеры будут пользоваться теми же анкетами, но с постоянно меняющимся набором вопросов. Кроме того, новое положение устанавливает еще два существенных новшества.


— Во–первых, иностранец, приехавший к нам в гости, на учебу или в рабочую командировку, заключив здесь брак, не сможет подать ходатайство о получении вида на жительство или разрешение на временное проживание, ибо прибыл с другой целью, — комментирует А.Бегун. — Ему придется сначала выехать из страны, а потом ходатайствовать о въезде. Во–вторых, в два раза увеличен период для рассмотрения просьбы о праве проживания в Беларуси — теперь он будет составлять 6 месяцев. За это время можно определить фиктивность заключенного брака и отказать иностранцу в праве проживания, несмотря на роспись лжесупругов в ЗАГСе.


Хватит цацкаться!


Пожалуй, новый механизм действительно будет более эффективным, чем бесплодные попытки возбуждения гражданских дел в отношении фиктивных семейных пар. Но уже возникла странная реакция: с момента первых новостей о грядущих изменениях в миграционном законодательстве послышались окрики «блюстителей права», возмущенных якобы «вмешательством в личную жизнь» несчастных приезжих. «Милиция лезет в постель к иностранцам!» — поддавала эротического жара одна из скандальных журналисток. Прочитав ее опус, я лишь пожал плечами: впечатление, будто дама пребывает в некоем белорусском правозащитном коконе, не ведая, что творится за его пределами. Придется разъяснить, что во многих обожаемых ею «западных демократиях» (например, в США, Франции, Германии, Бельгии) за попытку заключения фиктивного брака с целью получения вида на жительство «влюбленных» ожидает тюрьма — от 2 до 5 лет. И свах тоже. Плюс штраф до 30 тысяч евро.


Побывай правозащитная дама на допросе в тамошних иммиграционных службах, она бы сгорела со стыда от вопросов типа «Делает ли жена эпиляцию области бикини?» и «Засыпает ли муж после секса?» Тогда новые опросники белорусской милиции показались бы ей невинной школьной анкетой...


У нас из–под венца никого в наручниках не выводят. Поэтому я считаю, что кое–где с брачным обманом уже по–настоящему борются, а мы еще цацкаемся. Когда перестанем грозить нелегалу пальчиком, когда начнем всерьез наказывать местных организаторов «брачного бизнеса», тогда многочисленные южане начнут считать Беларусь государством, не позволяющим себя обманывать. Без этого все новации — лишь полумеры...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter