Железная хватка

В начале мая Могилевской таможне исполнилось 17 лет...

В начале мая Могилевской таможне исполнилось 17 лет. Когда–то здесь был один–единственный пост с двумя работниками. Сегодня — десять пунктов оформления и три центра статистического декларирования. Работы у таможенников меньше не становится.


...В один из апрельских дней на рассвете в Хотимском районе задержали подозрительный грузовик. Молодой могилевчанин вез в Россию без документов 3 тонны цветных металлов — медь, латунь, свинец. Ехал «партизанскими тропами» с вполне конкретной целью: выгодно продать товар. В нашей стране он выручил бы за него примерно 6 миллионов рублей, в соседней — в 2,5 раза больше. Неудивительно, что владелец грузовика, еще недавно официально занимавшийся грузоперевозками, бросил свой бизнес и переключился на металлы. И прибыль выше, и налоги платить не надо.


Через небольшую деревеньку на Хотимщине, где задержали бывшего грузоперевозчика, металл в Россию вывозят регулярно, в одно и то же время, рано утром. На том же месте таможенники не так давно остановили еще три грузовика — могилевских и климовичских. У всех владельцев авто впоследствии решением суда был конфискован груз, каждому пришлось заплатить штраф.


— Борьба с «металлистами» — проблема серьезная, — не скрывает начальник отдела по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями Могилевской таможни Сергей Карпушенко. — Цены на металл от российских отличаются в несколько раз, поэтому «серые» предприниматели идут на все, чтобы быстро обогатиться.


Труднее всего взять с поличным жителей приграничья, которые прекрасно знают лесные дороги и тропинки по обе стороны границы. У них есть надежные помощники, партнеры в соседней стране. Многие возят металл с машинами сопровождения — вперед отправляют «разведчика» налегке и только получив от него сигнал, что дорога свободна, отправляются в путь.


Таможенникам приходится идти на хитрость, чтобы изобличить таких «профессионалов»: отправляют в приграничье своих «разведчиков», выставляют посты на проблемных дорогах. Иногда помогает случай. К примеру, в Краснополье работники Могилевской таможни ехали на задержание одной группы, а нарвались совсем на другую. Заметили: по заброшенной деревеньке бродит странный тип. Оказалось — проводник «металлиста». Найти машину с грузом после беседы с ним труда не составило.


В 2009–м благодаря работникам Могилевской таможни заведено 6 административных дел в отношении тех, кто вывозил цветные металлы. Судами конфисковано 48 тонн груза стоимостью около 70 миллионов рублей. Только за 5 месяцев этого года возбуждено уже 8 таких дел, конфисковано 38 тонн металла на 42 миллиона рублей.


— Чтобы предотвратить вывоз металлов в соседнюю страну, мы будем и дальше совершенствовать методы работы, взаимодействовать с нашей милицией и российскими пограничниками, — заверил начальник Могилевской таможни Николай Свирид.


Фото предоставлено Могилевской таможней.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter