Жабу душат!

Куда ползти и прыгать земноводным, чтобы уцелеть?

Куда ползти и прыгать земноводным, чтобы уцелеть?


С первой капелью и почками на деревьях зазеленели и дороги, по которым часто пролегает путь жаб и лягушек. Увы, он быстро превращается в тонкий, спрессованный колесами авто пергамент. Одни водители не замечают земноводных в сумерках, другим все равно: путается, понимаешь, всякая мелочь под ногами. Немногие понимают, что со временем популяция просто исчезает, теряется важное звено в биологической цепочке. Земноводные питаются гусеницами, улитками, червями, муравьями, клещами, колорадскими жуками. И сами становятся едой для ужей, выдр, норок, аистов, цапель...


Пути миграции жаб и лягушек складывались веками, а теперь вдруг оказались разрезаны дорожными магистралями. Торфяник вблизи коттеджного поселка Марьяливо на северной границе Минского района, рядом с Острошицким Городком, один из опасных участков. Благополучным пристанищем для серой жабы его не назовешь. Машины по старой полуразрушенной дороге проезжают редко, но метко. В день на 400–метровом участке погибает до 25 амфибий.


Их приплюснутые к асфальту тельца мы с Русланом Новицким, заведующим сектором мониторинга и кадастра животного мира Научно–практического центра по биоресурсам НАН, то и дело обнаруживаем под ногами. А вот живых пока ни одной...


— Покажутся, когда стемнеет, — говорит ученый. — Мигрируют они в основном ночью, показываясь днем, только если дождливо и влажно. Нужно еще, чтобы хорошо прогрелись водоемы. Когда температура падает ниже плюс 8 градусов, брачный сезон прекращается.


И действительно, уже через два с половиной часа на асфальте то по одной, то парочками появляются жабы. Оказывается, на небольшом холме и увлажненном участке они зимуют, а в начале апреля аккурат через дорогу размножаются в водоемах.  Трогаю одного красавца, сидящего неподвижно. Похоже, на нерест он не спешит...


— По сравнению с чесночницей серая жаба еще быстро двигается, — замечает Руслан Викторович. — Чесночница прыгнет и замирает, скорость движения — 20 — 30 сантиметров за полчаса. Поэтому на дороге шансов остаться в живых у нее практически нет. В Национальном парке «Припятский» на одном из участков дороги за час проезжает всего 12 автомобилей, но земноводные путешественницы гибнут и там. Сейчас здесь специально положили «спящих полицейских», да еще обозначили дорожным знаком «Сезонные миграции земноводных».


...После заката из Марьяливо Руслан Новицкий отправляется в Березинский биосферный заповедник, где еще недавно ситуация, мягко говоря, ученых удручала. На небольшом участке дороги за неделю погибало полторы тысячи амфибий! И немудрено: поток машин на дороге Минск — Витебск не прекращается даже ночью.


Тогда решились на уникальный эксперимент. Впервые в СНГ у нас весной 2006 года соорудили подземные переходы под дорогой специально для земноводных. В самом сердце заповедника, неподалеку от речки Бузянки, под дорожным покрытием проложили 5 труб. И дела пошли на лад! Теперь аналогичные сооружения строят и в Беловежской пуще.


— Уже через пару недель перед въездом в пущу появится 3 подземных перехода, — посвятил в планы Виктор Дубатовко, главный инженер проекта из «Минпроектстроя». — А направлять земноводных к тоннелям должен 50–сантиметровый бетонный забор.


...Спасение лягушек и жаб — дело чрезвычайно нужное по нескольким причинам. Весной в путь по загруженной транспортом дороге устремляются сотни тысяч лягушек и жаб в сутки! Вы можете представить, как пошатнется хрупкое экологическое равновесие, если вдруг исчезнут земноводные? В зоне риска окажутся те, кто питается ими. А еще расплодятся насекомые, подтачивающие урожаи на полях и огородах. Чтобы описать все последствия, одной статьи не хватит... Поэтому сооружение специальных приспособлений для амфибий (а для них придумали временные водоемы, сетки–ограждения, изменили просветы мостов над Березиной и Бузянкой, поставив один из них на эстакаду) — не чья–то прихоть, а вынужденная необходимость...


Компетентно


Ольга Аминова, старший инспектор по агитации и пропаганде специального подразделения ДПС «Стрела» МВД:


— Аварий из–за земноводных давно не происходило, хотя такие случаи раньше были, но водителям не стоит терять бдительность. Лягушки скользкие, и если колесо проедет по ним, машину может увести в бок, выбросить на встречную полосу либо в кювет. К тому же, увидев ночью в свете фар лягушку, от испуга водитель может неправильно среагировать и спровоцировать аварийную ситуацию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter